Предстоящие мероприятия


Ульяновск
16 ноября 2024



Ульяновск
19 ноября 2024

Ульяновск
22 ноября 2024

Ульяновск
23 ноября 2024

Ульяновск
29 ноября 2024

Ульяновск
29 ноября 2024


Димитровград
6 декабря 2024

Ульяновск
7 декабря 2024

Ульяновск
8 декабря 2024

Ульяновск
8 декабря 2024

Ульяновск
21 декабря 2024

Ульяновск
8 января 2025

Читайте на эту же тему





В Ульяновске на 56-м Международном музыкальном фестивале «Мир, Эпоха, Имена…» состоялось концертное исполнение оперы «Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского

Добавлено 13 марта 2018 волонтер

Ульяновская филармония, Международный музыкальный фестиваль «Мир, эпоха, имена…»

Одно из величайших произведений мирового оперного искусства исполнили солисты ведущих музыкальных театров России вместе с Ульяновским государственным академическим симфоническим оркестром «Губернаторский» и Магнитогорской государственной академической хоровой капеллой им. С. Г. Эйдинова. В главных ролях выступили: солист Московского музыкального театра «Геликон-опера» Виталий Серебряков (Герман), солистка Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Ирина Ващенко (Лиза), солистка Нижегородского академического театра оперы и балета им. А. С. Пушкина заслуженная артисткаРоссииЕлена Шевченко (Графиня). Партии Елецкого и Томского прозвучали в исполнении солистов «Геликон-оперы» заслуженного артиста Республики Ингушетия Максима Перебейноса и Григория Соловьёва, партии Полины и Миловзора исполнила участница проекта «Большая опера-2016» Карина Хэрунц. В постановке также приняли участие солисты Нижегородского театра оперы и балеты Николай Печенкин и Вадим Соловьев, солистка Государственного музыкального театра им. Яушева Республики Мордовия Дарья Кибенева и солисты Ульяновской филармонии Елена Рождественская и Алена Гуляева. За дирижёрским пультом в этот вечер стоял художественный руководитель и главный дирижёр заслуженный деятель искусств Р Ф Олег Зверев.

Артистам удалось воплотить глубокую психологическую драму героев, с большой искренностью и выразительностью переданную Чайковским в музыке. Одноименная повесть А. С. Пушкина, послужившая основой для либретто оперы, была во многом переосмыслена и драматизирована композитором, а музыка подчеркнула мистическую подоплеку сюжета и усилила эмоциональные характеристики героев.

Сам Чайковский признавался в письмах к брату Модесту (автору либретто), что герои оперы стали для него живыми людьми: «Оказывается, что Герман не был для меня только предлогом писать ту или другую музыку, а всё время живым человеком. <…> Когда дошел до смерти Германа и заключительного хора, мне до того стало жаль Германа, что я вдруг стал сильно плакать».

Говоря о своем герое, исполнитель партии Германа Виталий Серебряков отметил, что этот образ сложен для понимания и осмысления: «Я спел премьеру оперы „Пиковая дама“ с Владимиром Федосеевым в декабре 2017 года, было два спектакля. В Ульяновске состоялось мое третье выступление в этой роли. Опера великолепна, потрясающа, насыщена гениальной музыкой, она считается одной из самых мистических опер. Чайковский написал ее во Флоренции всего лишь за 44 дня. Процесс создания оперы был стремительным и сопровождался сильнейшими переживаниями композитора. Даже на партитуре, которая хранится в музее, есть капли его слез. „Пиковую даму“ я полюбил, еще учась в консерватории, но вникал в нее постепенно. Здесь нужно шаг за шагом постигать скрытые в ней музыкально-драматические глубины: у Чайковского много кодов, которые нужно расшифровывать путем размышлений, взросления, опыта. И сам образ Германа очень неоднозначный. В разных постановках его по-разному трактуют. Если он — игрок, то для игрока, все-таки, любовь на втором плане. И у него есть „пунктик“ — три карты. Но он идет к этим трем картам через любовь… Может быть, Лиза является для него проходным этапом на пути к тайне Графини и трем картам? С другой стороны, музыка Чайковского пропитана любовью: в ариозо „Прости, небесное созданье“ — кроме любви ничего нет, безусловно. Поэтому остается загадкой, насколько он любил Лизу. Пока я не могу до конца для себя раскрыть образ этого героя».

«Психопортрет Лизы в опере Чаковского выписан не слишком рельефно, — считает исполнительница роли Лизы Ирина Ващенко. — То есть, я бы сказала, героиня представлена только в одном качестве: страсть, любовь — нормальные, естественные чувства для человека. То, что она пострадала, — ей просто не повезло. Конечно, жалко, что такой светлый и искренний человек стал жертвой мистических обстоятельств и глубокого душевного разлада другого человека. Мне жаль мою героиню. Она романтичная и страстная, она способна к решительным поступкам, она сильная. Выбор, сделанный в пользу Германа, говорит о ее способности сопереживать и по-настоящему любить. Свою героиню Чайковский наделил очень красивой музыкой, ее вокальная партия просто изумительна».

За короткий отрезок времени артисты справились со сложной постановкой и подарили слушателям возможность насладиться великолепной музыкой гениального русского композитора.

Заслуженный деятель искусств Р Ф Олег Зверев отметил слаженность актерского состава и высокое чувство ответственности, с которым подошли к работе артисты и музыканты. «Мы работали с оркестром тщательно, старались объять все это огромнейшее гениальнейшее произведение. Оно сложное и по форме, и в психологическом плане. Роль оркестра огромна. Замечательные профессиональные солисты, все — как на подбор, включая и главные роли, и второстепенные. Даже солисты из хора поют на очень высоком профессиональном уровне. Это имеет огромное значение», — прокомментировал Олег Зверев.

Ульяновские поклонники оперы наградили исполнителей бурными и продолжительными аплодисментами.

«Замечательно, что фестиваль собирает здесь тех исполнителей, которых мы не сможем увидеть, не выезжая за пределы региона. Хорошо, что у нас есть великолепная возможность посещать такие мероприятия. Я надеюсь, что фестиваль будет долгие годы жить, развиваться. Спасибо большое организаторам», — поблагодарила слушатель Вера Долматова.

Исполнение оперы «Пиковая дама» Петра Чайковского стало еще одной страницей в дневнике фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…» и Ульяновского симфонического оркестра, который в апреле 2018 года отметит 50 лет со дня своего создания. Исполнители, коллеги по музыкальному цеху поздравляют ульяновский коллектив с юбилеем. Многие из них работают с УГАСО «Губернаторский» уже много лет. Художественный руководитель Магнитогорской хоровой капеллы заслуженный деятель искусств Р Ф Надежда Иванова отметила, что с Ульяновским симфоническим оркестром капеллу связывает очень давняя профессиональная дружба.

«Мы работали почти со всеми вашими дирижерами: с Николаем Алекссевым мы впервые спели „Реквикем“ Моцарта, наверное, лет 40 назад. С Сергеем Ферулевым пели Девятую симфонию Бетховена, очень много ездили с совместными концертами в Димитровград и в другие города Ульяновской области, — рассказала Надежда Павловна. — Ваш оркестр нам очень нравится. У нас очень теплые отношения и мы гордимся, что работаем с таким замечательным оркестром, который объездил всю Европу (как и мы). И мы всегда с большим удовольствием приезжаем в Ульяновск, потому что это всегда серьезные программы, очень интересные концерты, замечательная и отзывчивая музыкальная публика, которая воспринимает сложные сочинения классики. Мы желаем процветания оркестру, мощных гастролей, мы настроены на дальнейшее сотрудничество».

Источник: www.leninmemorial.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору