«Круглый стол» на эту актуальную тему прошел в Музее балалайки 13 июня в рамках деловой программы Фестиваля оркестров народных инструментов, посвященного 160-летию со дня рождения В. В. Андреева.
В работе «Круглого стола» приняли участие: художественный руководитель и главный дирижер Детского оркестра народных инструментов Республики Татарстан, лауреат всероссийских и международных конкурсов Надежда Николаевна Занозовская и артист Ульяновского оркестра русских народных инструментов, руководитель инструментального ансамбля «Лукоморье», лауреат всероссийских и международных конкурсов Бронислав Семичов, артисты оркестра, музыковеды, преподаватели детских школ искусств города и области.
В качестве модератора выступил арт-директор Фестиваля, художественный руководитель и главный дирижер Ульяновского государственного губернаторского оркестра русских инструментов Артем Белов. Он отметил важность командного духа в работе артистов: оркестр или ансамбль — это единый организм, в котором главное — «взаимодействие друг с другом и непрерывное общение по всем направлениям, необходимым для решения главной задачи» — создания художественного произведения, будь то отдельная музыкальная пьеса либо концерт как единое целое. Эта мысль задала тон всей дискуссии.
Рассказ Надежды Занозовской о рождении и становлении ее детища — Детского оркестра народных инструментов Республики Татарстан — был интересным и увлекательным. Надежда родом из Ульяновска, окончила Ульяновское музыкальное училище по классу домры; ее педагогами были Миляуша Махмутова, Инна Гунина, Ольга Вилкова; самостоятельный путь в профессию она начала как артистка Ульяновского оркестра народных инструментов. Первые навыки дирижирования получила в оркестре УлГУ у дирижера Дмитрия Орлова, а затем поступила в Казанскую консерваторию, где ее наставниками в дирижировании стал Валерий Яковлев. Все это время ее сопровождала мечта создать свой оркестр — и она начала создавать его «с нуля», поступив на работу в казанскую Детскую музыкальную школу № 7 им. А. Ключарёва: в качестве инструментальной базы для будущего оркестра там нашлась балалайка, пара домр да «старенькие баяны». Тем не менее, несмотря на трудности, благодаря вере и упорству, мечта осуществилась: Детский оркестр народных инструментов Республики Татарстан, возглавляемый Надеждой Занозовской, в настоящее время насчитывает 58 участников. Он является неоднократным лауреатом самых престижных конкурсов, среди которых — конкурс «Народные мелодии», возглавляемый Анатолием Шутиковым. В этом конкурсе оркестр победил трижды, последний раз — в 2021 г. Коллектив также принимает активное участие в известных творческих проектах Республики Татарстан и «Творческой лаборатории», организованной Надеждой Занозовской в 2018 г.
В работе Надежде Николаевне помогает супруг — композитор Иван Занозовский, второй руководитель коллектива. Значительная часть музыки для репертуара коллектива написана им. Это и пьесы в современных стилях (Занозовская неоднократно подчеркнула интерес современных детей к ритмичной музыке), и национальная русская и татарская музыка. Особое внимание гостей Надежда и Иван Занозовские обратили на сложности написания партитуры для детского оркестра: в силу того, что не все дети одинаково справляются с теми или иными трудностями исполнения, партии пишутся не для целой группы инструментов (домр или балалаек), а для
каждого юного музыканта в отдельности.«Успех оркестра во многом зависит от качественного инструментария. Покупка новых современных инструментов ложится на плечи руководителя. Дирижер — это не только художественный руководитель: это и организатор концертов, и специалист по рекламе, и оператор видеосъемки, и создатель фото- и видеоархива. Наряду с этим приходится вести диалог с родителями юных оркестрантов, который не всегда бывает прост. Эта работа кажется невидимой, но от нее во многом зависит слаженность коллектива, его развитие и творческое долголетие. Но нам это удается в полной мере», — поделилась опытом Надежда Занозовская.
Бронислав Семичов избрал темой своего выступления проблему репертуара для ансамблей и оркестров русских народных инструментов, которая, по его мнению, в настоящее время становится все актуальнее.
«В программе концертов, по обыкновению, — либо „хиты“, созданные более полувека назад, либо аранжировки симфонической музыки. На протяжении целого XX столетия композиторами-„академистами“ не было создано, за очень редкими исключениями, ни одного произведения для балалайки, домры или баяна. В настоящее время также не создается новой музыки, способной пополнить ансамблевый и оркестровый репертуар музыкантов-„народников“. Необходимо обозначить путь развития коллективного исполнительства на народных инструментах, в котором не будет „переигрывания“ академической и народной классики. Определенный потенциал (хотя и он, скорее всего, уже не так велик) для создания самобытного стилевого облика коллектива имеет „классический кроссовер“, основанный на взаимодействии контрастных и далеких друг от друга (во временном промежутке) стилей и жанров», — высказал свое мнение спикер.
В качестве подтверждения этой мысли ансамбль «Лукоморье» исполнил музыку из собственного репертуара: Фантазию на тему русской народной песни «Валенки», где основная тема подается в стиле «мюзет», и фрагмент Прелюдии № 4 Ф. Шопена, в которой ритмическим «фундаментом» для темы, исполняемой на контрабасе, служит босса-нова. Подобных экспериментов у ансамбля «Лукоморье» много, они придают его стилевому облику своеобразие и шарм, которые вновь «зацепили» публику.
В процессе выступления Бронислава Семичова развернулась оживленная дискуссия, в которую активно вступили Надежда и Иван Занозовские, Ирина Кривошеева, Иван Крайник и Артем Белов. Тема пополнения и обогащения современного репертуара для оркестров и ансамблей народных инструментов оказалась глубокой и неисчерпаемой. Прозвучали идеи об обращении к импровизации (И. Кривошеева), о создании авторских сочинений (И. Занозовский). Также было отмечено, что сейчас в России есть композиторы, в том числе и «академисты» (такие, например, как Ефрем Подгайц, Григорий Зайцев), которые создают оригинальные произведения для народных инструментов, — только эта музыка пока не так широко известна (Н. Занозовская и А. Белов).
Все участники беседы высказались за увеличение внимания современной общественности к народным инструментам, народной музыке и культуре — ведь именно в этом залог обретения и сохранения нашей национальной идентичности. «В современном мире, где господствует массовая культура, настоящему искусству трудно проложить дорогу к сердцам большинства, — но выход из этого тупика есть: это наша прекрасная русская песня, не требующая стилизации и шоу. И это действительно так: о безграничном потенциале русской народной песни говорили многие русские композиторы, в том числе и легендарный Василий Васильевич Андреев. А музыкант для того и существует, чтобы донести эту красоту до каждого сердца и разбудить в душах любовь», — подчеркнул Артем Белов.
Итог беседы подвела Надежда Занозовская. Отметив активное участие музыкантов-«народников» в симфонических программах (чего не наблюдалось ранее), а также медленное, но уверенное формирование молодого поколения композиторов-«народников», она сделала оптимистичный вывод: «Несмотря на всевозможные трудности, в последнее время, после довольно долгого затишья, русские народные инструменты переживают новое возрождение. Оно только начинается, и впереди, мы уверены, будет настоящий прорыв!»
Круглый стол на тему «Развитие коллективной формы народного инструментализма» получился интересным, глубоким и содержательным. Обмен опытом, столь необходимый для достижения успеха в общем деле развития национальной культуры, состоялся. По окончании дискуссии участники и гости обменялись контактной информацией для дальнейшего сотрудничества. Дружеское общение коллег-единомышленников продолжилось на экскурсии по Музею балалайки, которая завершила мероприятие круглого стола.
Эта площадка для проведения круглого стола была выбрана не случайно. Фестиваль оркестров народных инструментов, в котором принимают участие пять лучших коллективов России, впервые проводится в Ульяновске. Он посвящен Василию Андрееву — музыканту-подвижнику, возродившему из тени забвения легендарную русскую балалайку и создавшему первый в России и в мире профессиональный оркестр русских народных инструментов. Музей балалайки в Ульяновске — это единственный в России музей, посвященный истории инструмента. В его коллекции — редкие народные балалайки, уникальная подборка материалов из частных архивов; при музее работает школа балалаечной игры и открыт цех по производству балалаек. Не только для любителей музыки, но и для профессиональных музыкантов этот музей — настоящий подарок: здесь можно «вживую» прикоснуться к музыкальным истокам русской народной культуры. Музей балалайки является партнером Фестиваля: посетить его увлекательные экскурсии смогут все артисты-гости фестивальной программы.
Л. Черновалова. Фотограф С. Семагин.