В минувший понедельник Казанский камерный оркестр «La Primaverа» пригласил слушателей на первый концерт своего XXXI сезона, который продолжил заявленные в 2018 году «Сезоны больших юбилеев» оркестра. Программа была подобрана соответственно данному праздничному событию и удачно совместила в себе и проверенные «хиты», и новинки.
В первом отделении прозвучали бессмертные «Времена года» Антонио Вивальди, встреча с которыми для меня всегда подобна беседе со старым другом. Было очевидно, что «примаверовцы» также наслаждаются общением со знаковым для себя произведением. А я обратила внимание на удивительную тембральную и интонационную изысканность, которой блеснула интерпретация медленных частей, в очередной раз подчеркнув лиричность и тонкость творческой натуры Рустема Абязова, руководителя оркестра.
Второе отделение началось с «Метаморфоз» Рихарда Штрауса. Довольно масштабное произведение с «бесконечной» мелодией в духе лучших немецких композиторских традиций удержало внимание слушателей от своей первой до последней ноты. И вновь нужно отдать должное мастерству Абязова и оркестрантов, которые выстроили величественное здание формы на едином мелодическом дыхании. Считается, что «Метаморфозы», написанные на исходе Второй мировой войны — это своего рода реквием уходящей эпохе, трогательная и элегическая эпитафия. Но в этой музыке явно ощущается и устремленность вперед, и светлая надежда — мелодия словно прорастает своими бесконечными изгибами и разветвлениями через время и пространство, соединяя все в единую нить человеческой памяти. И отчетливо прослеживается «путешествие» темы Траурного марша из Третьей симфонии Бетховена, являющейся интонационным «зерном» этого произведения, через музыку Штрауса к мелодии «Адажио» Альбинони — Джадзотто (в свою очередь, ставшую источником дальнейшего перефразирования в культуре XX—XXI вв.).
В завершении концерта был исполнен парафраз казанского композитора Бориса Четвергова на темы Иоганна Штрауса — «Феерическая фантазия». Очаровательные мелодии и ритмы Штрауса вновь вернули в зал праздничный настрой. «На сладкое» прозвучали два контрастных биса — «Элегия» Элгара и «Вальсирующий кот» Л. Андерсона, напевая мелодию которого, я отправилась домой в отличном «весеннем» настроении.
XXXI сезон «La Primaver’ы» обещает быть весьма захватывающим и разнообразным — ожидаются интересные гости, освоение новых концертных площадок и, конечно же, премьеры. Но об этом, надеюсь, я расскажу в следующий раз, когда мне посчастливится снова встретиться с этим замечательным казанским коллективом.
Анна Сахарова
Рустем Абязов (Фото с официального сайта «La Primavera»)