Музыкальный проект «Дни джаза», ставший традиционным и проводимый Ленинским мемориалом в конце мая, собрал поклонников джазовой музыки в Димитровграде и Ульяновске. В 2022 году проект был посвящен 100-летию российского джаза.
В концертах выступили известная молодая московская певица Мари Карне и Биг-бэнд Ульяновского духового оркестра «Держава» под управлением главного дирижера и художественного руководителя Кирилла Ильина, Трио Алексея Черемизова из Санкт-Петербурга и джазовый вокалист Мистер Мелвин. Открыли и завершили программу ульяновские хедлайнеры джаза Алексей Кулик, ансамбль «Академик Бэнд» и солистка Ванесса Куранова.
Концертные вечера «Дней джаза» представили разнообразную музыкальную палитру направлений, стилей и исполнительских школ. Традиционный и авангардный джаз, известные стандарты, хиты советской эстрады, рок-композиции и джем-сейшен — все это нашло отражение в выступлении музыкантов. Каждая программа представила слушателям особый взгляд на джаз — искусство свободы, радости и жизнеутверждающего начала.
Трио Алексея Черемизова и Мистер Мелвин (творческий псевдоним) находятся в большом турне по городам СНГ. До Ульяновска артисты выступали в Ташкенте, в Алматы, Астане (Нур-Султан), в Хабаровске, Владивостоке, Москве, Волгограде, после Ульяновска пройдут концерты в Петербурге, Новокузнецке и Кызыле. Гастрольный график плотный, так как многие концерты были запланированы еще до пандемии.
Мистер Мелвин преподает в парижской школе джаза Мишель Хендрикс и занимается своей сольной карьерой. Живя в Париже, артист старается изучить джаз во всех его проявлениях: для этого он ездил в Нью Орлеан, родину джаза, на специальный воркшоп. Имея карибские корни, Мелвин считает, что и в музыке его родной страны есть зачатки джазовых ритмов, которые также находят преломление в его творчестве. Артистичность солиста и его удивительное чувство ритма задали направление всей программе, в которой прозвучали оригинальные версии джазовых хитов с намеком на карибские корни Мистера Мелвина и французские композиции.
«Это был воркшоп по американской музыке в стиле госпел. Как вы знаете, стиль госпел — это микс всей музыки — джаза, соул и даже рэпа. Я думаю, при смешении европейского и американского джаза и карибских ритмов получается очень интересный результат, потому что это всё разные корни, разные ветви музыки. Мы не так далеки от Америки. Джаз для нас это что-то привычное, естественное, мы играем джаз, чувствуем его. Я родом из Гваделупы, у нас есть много музыкантов, и у нас есть музыкальный стиль под названием „гока“ (Gwo ka), он связан с барабанами. Это своеобразный первый шаг к джазу», — рассказал о себе Мистер Мелвин.
Мари Карне хорошо известна ульяновским поклонникам джаза. Певица активно работает в джазе, выступала с такими известными музыкантами, как Борис Фрумкин и Оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема, Георгий Гаранян, Даниил Крамер, Вадим Эйленкриг, Игорь Бутман.
«Любому вокалисту нравится петь с живым составом музыкантов, это вдохновляет, развивает, помогает открыться с совершенно разных музыкальных сторон, и когда за твоей спиной — большие профессионалы, это дает особенное ощущение на сцене. Я очень рада, что моя творческая жизнь связана с этими именами. Мне уже доводилось бывать в Ульяновске и неоднократно работать с джаз-ансамблем „Академик Бэнд“. Сейчас я выступаю с новым для меня коллективом — Биг-бэндом оркестра „Держава“, но мне безумно приятно, потому что все музыканты настроены на по-настоящему творческий процесс, все открыты, и я надеюсь, что у нас получилось создать интересную и увлекательную для зрителя программу. Так прекрасно, что в Ульяновске есть замечательные музыканты, я бы сказала, „жемчужины“ Ульяновска. Ульяновск — очень музыкальный город. Я вижу здесь огромное количество концертов как классической, так и джазовой музыки, проводится кинофестиваль, такая творческая бурлящая жизнь — это здорово», — считает Мари Карне.
В программу с участием Мари Карне и Биг-бэнда Ульяновского государственного духового оркестра «Держава» были включены джазовые кавер-версии хитов советской и зарубежной эстрады, знаменитые композиции Леонида Утёсова, Олега Лундстрема, Георгия Гараняна, а также произведения Юрия Саульского, Арно Бабаджаняна, Марка Минкова. Главный дирижер и художественный руководитель оркестра Кирилл Ильин выступил не только в качестве дирижера, но и как солист-кларнетист, украсив своими виртуозными импровизациями концертные номера программы.
Саксофонист и вокалист Алексей Кулик, солистка Ванесса Куранова и джаз-ансамбль «Академик Бэнд» выступили с концертами в Димитровграде и Ульяновске. В программе «На солнечной стороне улицы» прозвучали вокальные и инструментальные композиции Александра Варламова, Исаака Дунаевского, Марка Минкова, Евгения Хавтана, Джорджа Гершвина и других российских и зарубежных композиторов, в том числе, музыка из известных кинофильмов. Открыла программу инструментальная джазовая композиция на тему серенады Трубадура «Луч солнца золотого» из мюзикла «Бременские музыканты» Геннадия Гладкова, перекликаясь с названием программы и поддерживая тему солнца, радости, энергии, положительных эмоций, которые дарит джаз. Легкую программу украсили юмористические комментарии Алексея Кулика и гитариста и вокалиста Максима Балакшина об исполняемых композициях.
«Мы ставили целью затронуть в своей программе все десятилетия, в которых есть очень хорошие музыкальные пласты русской, советской музыки, зарубежные композиции, исполнявшиеся в СССР. Мы хотели их вспомнить, приукрасив, аранжировав немного по-своему. Музыки очень много и за час сложно все это исполнить. Нам бы хотелось и дальше продолжить эту тему, представив ее любимому слушателю в своем формате, сделав такой кавер, надеюсь, у нас это получится», — прокомментировал Алексей Кулик.
Выступление «Академик Бэнд» в фойе Дворца творчества детей и молодежи предварила лекция Ульяны Шабуровой, посвященная 100-летию российского джаза. Интересный рассказ, сопровожденный архивными фотографиями, афишами и видеоклипами, познакомил зрителей с историей джаза в СССР и раскрыл самые значимые имена отечественных музыкантов, работающих в этом направлении.