Фестиваль проходит в регионе со 2 марта по 7 апреля и торжественно открылся сразу на трех концертных площадках.«Мы прилагаем все силы, чтобы фестиваль „Мир, Эпоха, Имена…“ оставался заметным и значимым событием в мире музыки. Здесь звучат произведения мировой классики. Мне приятно отметить, что два года назад мы расширили формат фестиваля, дополнив концертную составляющую специальной деловой программой. Она включает в себя различные дискуссии, мастер-классы, площадки для обмена творческим опытом. И я считаю заслуженным успехом то, что в 2018 году на Национальной премии в области событийного туризма фестиваль „Мир, Эпоха, Имена…“ был удостоен приза „За верность традициям“ и назван „Лучшим туристическим событием в области культуры“. Вершины, которые покоряет наш фестиваль, вдохновляют нас на новые масштабные культурные проекты. Большие планы связаны с развитием после реконструкции Ленинского мемориала. Здание, за проект которого архитектор Борис Сергеевич Мезенцев был награждён Ленинской и государственной премиями, само по себе представляет культурную и историческую ценность. Считаю, что будет правильным в память об архитекторе назвать его именем Малый зал, который уже сейчас используется как музыкальная площадка. А после завершения реконструкции станет наряду с Большим залом востребованным центром творческой работы», — отметил глава региона.
Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский направил приветствие в адрес участников 57-го Международного музыкального фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…», отметив его значение в установлении культурного диалога с разными государствами. «Уважаемые друзья! Приветствую вас по случаю открытия 57-го Международного музыкального фестиваля „Мир, Эпоха, Имена…“. Один из старейших в России, Ваш музыкальный фестиваль по традиции проходит в Ульяновске в первые дни весны, даря своим гостям — как меломанам, так и неискушённым слушателям — возможность встречи с прекрасным. В нынешнем году в форуме примут участие более 400 музыкантов и деятелей культуры из десяти стран мира, а также из восьми регионов России. Это в очередной раз служит подтверждением тому, что искусство не имеет границ. Стирая политические и географические различия, фестиваль демонстрирует многообразие национальных культур и народов, объединяет лучших представителей мирового музыкального сообщества разных поколений, открывает новые имена талантливых исполнителей. Желаю проекту дальнейшего развития и процветания. А всем его участникам — успехов и достижения поставленных целей», — говорится в поздравлении.
57-й Международный музыкальный фестиваль «Мир, Эпоха, Имена…» открылся оперой Петра Чайковского «Евгений Онегин». В постановке участвовали ведущие солисты-вокалисты Москвы, Саратова, Саранска и Ульяновска, которые выступили в сопровождении Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский» под управлением главного дирижера и художественного руководителя Ильи Дербилова. В спектакле принял участие Хор студентов и преподавателей Ульяновского государственного университета «Губернаторский», художественный руководитель — заслуженный работник культуры России Лариса Филянина.
«2 марта ульяновские поклонники оперного искусства открыли для себя новые имена российских исполнителей. На сцене Большого зала Ленинского мемориала блистали солисты Московского театра Новая опера им. Е. С. Колобова заслуженная артистка России Александра Саульская-Шулятьева, заслуженный артист России Владимир Кудашев и Елизавета Соина, солисты Московского музыкального театра „Геликон-опера“ Максим Перебейнос и Дмитрий Хромов, приглашенная солистка Пражской государственной оперы Евгения Кузнецова, солистка Саратовского академического театра оперы и балета Марина Демидова, солист Саранского музыкального театра им. И.М. ЯушеваМаксим Красноперов, солист Ульяновского Государственного ансамбля песни и танца „Волга“ Денис Володин», — рассказала Министр Искусства и культурной политики Евгения Сидорова.
По словам Ильи Дербилова, во время репетиций образовался хороший творческий союз, который объединил солистов, музыкантов, творческих и технических работников Ленинского мемориала и специалистов по акустике из Мариинского театра, приглашенных специально для этого спектакля.
«Роман в стихах Пушкина „Евгений Онегин“ называют „энциклопедией русской жизни“. Произведение Пушкина и произведение Чайковского очень органично сочетаются между собой по тексту и по музыкальному материалу. Наша версия — это одна из серьезнейших попыток на пути к осуществлению проекта постановки спектаклей в сценическом виде, это не просто концертное исполнение, это вариант, приближенный к оперной постановке. Я хочу подчеркнуть, что инициатором исполнения „Евгения Онегина“ именно со сценическим действием выступила директор Ленинского мемориала и художественный руководитель фестиваля Лидия Ларина», — рассказал дирижер спектакля Илья Дербилов.
Солисты отметили высокий профессиональный уровень ульяновского симфонического оркестра, слаженность игры, чистоту исполнения, яркость звука.
«С ульяновским оркестром и маэстро Ильей Дербиловым исполнять такое непростое произведение как „Евгений Онегин“, одно удовольствие. Когда ты не замечаешь оркестр и дирижера, значит, это хороший оркестр и дирижер. Партия Татьяны для меня — особенная партия, потому что с ней я заканчивала консерваторию, это была моя первая большая партия на сцене „Новой оперы“. В гастрольных поездках за рубежом, в Германии, Австрии — всегда все начиналось с Татьяны. В Ульяновск я тоже приехала с Татьяной и очень рада поделиться своим видением этой героини с ульяновской публикой», — рассказала исполнительница партии Татьяны солистка Московского театра Новая опера им. Е. С. Колобова Елизавета Соина.
Солисты Московского музыкального театра «Геликон-опера» Максим Перебейнос (Онегин) и Дмитрий Хромов (Ленский) также выразили признательность ульяновским организаторам фестиваля, музыкантам и дирижеру. «Мне очень понравился оркестр, даже с первой репетиции появился контакт с дирижером, с музыкантами, оркестр играет мягко и выразительно, это очень важно в опере, так как оркестр должен подстроиться под певца, чтобы его не заглушать; это искусство аккомпанемента», — прокомментировал Дмитрий Хромов.
Как и 140 лет назад во время премьеры в Малом театре Москвы, опера имела успех. Ульяновские слушатели, неизбалованные оперными постановками, по достоинству оценили талант и мастерство артистов — участников постановки.
«Мы живем в Ишеевке, но на концерты в Ленинский мемориал часто приезжаем, нам очень нравятся программы в Мемцентре. На оперу „Евгений Онегин“ мы с удовольствием пришли, потому что оперные постановки у нас не так часто бывают. Вообще, культурная жизнь в Ульяновске очень хорошо поставлена, даже выступление Дениса Мацуева однажды мы видели вообще бесплатно на площади Ленина, это для нас волшебные и незабываемые моменты. Сегодняшний концерт очень понравился, много положительных впечатлений оставил. Благодарны работникам Мемориала за то, что нас балуют такими культурными событиями», — поделилась впечатлениями слушатель Надежда Ларина.
«Мои детство и юность прошли в городе Саратове», — рассказывает слушатель Ольга Шалева, — и Саратовский театр оперы и балета был одним из моих любимых театров. Поэтому я с удовольствием сегодня посещаю концерты открытия фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…». Сегодняшний концерт доставил массу наслаждений, мне очень нравятся все образы, Евгений Онегин, Ленский особенно нравится. Концертное исполнение я впервые посещаю, обычно присутствую на классических оперных постановках. Но в данном случае, это все очень оправдано, интересно. Я испытываю какие-то новые ощущения, впечатления. Поэтому передаю организаторам концерта слова огромной благодарности. Я посоветую своим знакомым посещать концерты музыкального фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…». Соединение выставочной и концертной программ на фестивале — это тоже очень интересно и нужно. Люди, приходящие на концерт, могут обогатить себя новыми знаниями о таких эпохальных личностях, как Че Гевара, Фидель Кастро, Мао Цзэдун, выставку которого мои многие друзья охотно посещали".