Музыканты в тельняшках и кумачовых рубахах представили первый саундтрек к «Броненосцу «Потемкин» на фестивале «Воронежская камерата». Сопровождение, придуманное в 1925-м для мировой премьеры киношедевра, в России звучало полностью лишь однажды — на концерте ансамбля «Персимфанс» в Третьяковке к столетию революции.
Фото: Наталья Коньшина / Воронежская филармония
Теперь «Персимфанс» повторил эту программу в филармонии Воронежа. Фильм демонстрировали на небольшом экране — примерно такие использовались сто лет назад. К слову, в нынешнем здании воронежской филармонии в те годы и был электротеатр. Обычными оркестровыми инструментами не ограничились. От «выстрелов» — ударов по листу железа — вздрагивал весь зал. Ритмичный шум поршней в недрах броненосца создавали жестяные банки с горохом. Настрой матросов «Потемкина» подчеркивали мотивы популярных революционных песен.
— Музыку к немому фильму Эйзенштейна перед показом в Берлине написал немецкий композитор Эдмунд Майзель. Его партитура была очень точно, по секундам рассчитана драматургически и идеально подходила к «картинке», — рассказал один из лидеров «Персимфанса» контрабасист Григорий Кротенко. — Но в Советском Союзе демонстрировать такое кино под немецкую музыку было немыслимо. Поэтому «Броненосец» шел или вовсе без звука, или под сочинения других авторов. В 1970-е к нему подобрали отрывки из произведений Шостаковича, и в такой версии фильм наиболее известен.
«Персимфанс» — реинкарнация одноименного «оркестра без дирижера», который существовал в Москве с 1922 по 1933 год. Первый симфонический ансамбль имел довольно громкую, в чем-то скандальную, славу. На его концерты приезжали даже зарубежные музыканты и критики, пытаясь понять, как музыкантам удается добиться такой слаженности. Участники «Персимфанса» шесть дней в неделю работали в оркестре Большого театра, а концерты давали в свой выходной — иногда прямо в заводских цехах. Репетировали на досуге. До начала репетиций партитуру нового произведения разбирал худсовет, но выдвинуть предложение о расстановке акцентов мог любой музыкант. Решения принимали голосованием. Немудрено, что корреспондент Manchester Guardian назвал этот ансамбль «единственной по-настоящему коммунистической организацией в системе государственного капитализма Советов».
Воссозданный в 2008 «Персимфанс» исследует звуковые феномены первых пятилеток, соединяет в программах старинную и авангардную музыку. И, по словам его лидера пианиста Петра Айду, до сих пор борется с мифами о «нежизнеспособности» симфонического ансамбля, в котором нет жесткой руки дирижера. Многие из этих мифов удалось развеять на диспуте, который прошел в рамках «Воронежской камераты» в музее имени И. Крамского.
— Мы сохранили круговую рассадку, которая использовалась в «Персимфансе». На первый взгляд, она бредовая: например, скрипачи сидят спиной к залу, но акустически это здорово работает. Плюс все музыканты видят друг друга, — пояснил Айду. — Почему-то укрепилось мнение, что в 1933-м проект закрылся, так как участники ансамбля переругались. Но документальных свидетельств об этом нет, причины были внешние. Подчеркну: мы не ставим цели доказать, что оркестр с дирижером плох как явление. Более того, оркестр по определению невозможен без дирижера, а симфонический ансамбль — возможен. Они просто по-разному работают, как Macintosh и Windows.
Фестивальные события посетили около двух тысяч человек. Кто-то слушал игру на клавесине одной из лучших клавиристок мира Ольги Мартыновой, кто-то — новые сочинения воронежских композиторов. Филармоническая публика осталась в восторге от «Брамс-трио» и квартета имени Ойстраха, которые исполнили шедевры европейской и русской камерной музыки.
А еще — по-новому взглянула на ансамблевую игру воронежцев: артисты академического симфонического оркестра с честью заменили коллег из Ойстрах-квартета, когда те из-за погодных условий задержались в Москве на один день. Зрителей на концертах местного абонемента камерной музыки теперь явно прибавится.
Источник:
rg.ru