Музыкант Владимир Попрас — из тех, чей стакан всегда наполовину полон. После каждого концерта он даёт небольшой мастер-класс.
На концерт Crystal Trio я пришла с предвкушением долгожданного состояния спокойствия. Живой концерт — это всё же не запись, которую сложно прочувствовать. А тут ещё и оригинальное исполнение: веррофон, стеклянная панфлейта, стеклянная арфа. К сожалению, зал был неполным, да и те люди, что пришли послушать музыкантов, вели себя как-то странно.
По долгу службы я часто посещаю филармонические мероприятия. Не было ни разу, чтоб мне не понравилось. Поэтому, когда был запущен проект «Филармония — детям!», я стала изучать афишу с особым интересом. Но каждый раз, проходя в зал, никак не могу понять двух вещей: почему народу так мало и зачем приходить на концерт классической музыки в шапке.
Концерт «Хрустального трио». Только в моём ряду пять человек — в головных уборах. Соглашусь: в зале филармонии бывает прохладно, но ветер уж точно не свищет. На сцене появляются музыканты: Игорь Скляров, Владимир Попрас и Владимир Перминов. Моментально наступает тишина. Сижу довольная. Даже «цветочный горшок» на голове впереди сидящей «леди» перестаёт раздражать, когда тишину зала разрезают первые прекрасные ноты.
Счастье длилось недолго. Женщины в годах перешёптываются, показывая друг другу в телефонах фотографии внуков. Через пятнадцать минут от классики устают дети. Они, в отличие от взрослых, совестливые: заваливаются на свободные кресла и начинают играть в кулачки. Может, и некультурно, зато молча. Когда совсем невмоготу, что-то клянчат у мам и пап. Причём родительское «Тише! Видишь, люди выступают!» звучит даже громче детского нытья. Затем звонит телефон у женщины слева: «Алё! Я на концерте!». Поймав пару гневных взглядов, она выбегает из зала. Туда-сюда снуют люди в верхней одежде. Либо идут её сдавать, либо, напротив, забирают из гардероба. Хоть кто-то тут слышит музыку?!
— Публика везде одинаковая, что в Биробиджане, что в Новосибирске, что в Японии, — утверждает музыкант Игорь СКЛЯРОВ. — После концерта всем любопытно, как мы играем, все задают вопросы, сами стараются провести рукой по бокалам, чтобы услышать, как они звучат. Детям больше всего интересно.
И он прав. Именно дети первыми рванули на сцену, едва выступающие разрешили всем желающим попробовать что-то исполнить на необычных инструментах. На втором месте — студенты медколледжа. Девушки настолько восхищены, что не смогли подобрать слов. «Это круто! У меня получилось! Я, наверное, гений!» — радуется студентка и убегает хвастаться подругам. И лишь на третьем месте — взрослые. Не все, а те, кто весь концерт сидел с ощущением восторга в душе.
— Не все могут оценить такую музыку, пропустить её через себя, — говорит преподаватель по классу гитары Артур ВЫТЯГОВ. — Народу, может быть, мало ещё и потому, что никто не знает, что у нас проходят такие мероприятия.
Заместитель директора филармонии по художественной части Денис ШМЫРОВ уверен, что дело не в рекламе. Её достаточно: в соцсетях, на сайте филармонии, в инстаграме. Ролики крутят по телевидению.
— Люди у нас больше привыкли к тому контенту, что играет по радио. Поэтому залы неполные, хотя цена билета доступная: 150–200 рублей. Есть люди, которых мы приглашаем постоянно: из дома ветеранов, из детских домов. Конечно, я расстроен, что слушателей приходит немного. Но у нас уже есть прогресс. На «Хрустальное трио» пришли 320–340 человек. Так что не будем останавливаться, иначе наша публика так и останется на том уровне, который есть сейчас, — говорит Денис Николаевич.
В рамках проекта «Филармония — детям!» прошло 25 мероприятий, это концерты не только приезжих коллективов, но и местных, музыкальные лектории. Проект финансируется через грант от Министерства культуры. На участие в гранте Дениса Шмырова вдохновила фраза одного знакомого: мол, классику можно играть лишь на фортепиано и скрипке, а баян, бокалы, балалайки — это не формат филармонии.
— Мы поставили задачу донести до людей, что классика — это не скучно, и получили около четырёх миллионов рублей. Для сравнения, этого хватило бы на то, чтобы привезти к нам «половину Стаса Михайлова». Есть коллективы раскрученные, а есть нет. Но те, что мы привозим, ничем не уступают первым, — считает Денис Шмыров. — Деньги ушли в основном на авиабилеты для музыкантов — там суммы просто космические, на гонорары выступающим, оплату гостиницы и провоз багажа. Есть инструменты, которые признают негабаритным грузом, и это всегда дополнительные расходы.
Часть денег ушла на укрепление материально-технической базы филармонии: купили саксофон-сопрано, новую электрогитару, пару микрофонов, костюмы. Участвовать в грантах, как мне объяснили в филармонии, можно раз в три года. Так что, возможно, нас ещё ждут новые встречи с коллективами, известными и не очень.
Проект «Филармония — детям!» подходит к завершению. Последнее мероприятие пройдёт 24 декабря. Но уже сейчас афиши театрализованного представления «Остров сокровищ» заклеены плакатами концерта певицы Лолиты, который состоится аж в феврале. К творческому проекту, о котором мы говорим, этот концерт не относится. И что-то мне подсказывает, что эпатажная звезда Милявская окажется у нас более востребованной, чем бессмертные композиции Баха и Моцарта.
Катерина ТЮЛЬКИНАwww.gorodnabire.ru
Комментарии
muzkarta, 11 декабря 2016:
"Денис ШМЫРОВ уверен, что дело не в рекламе. Её достаточно: в соцсетях, на сайте филармонии, в инстаграме"
- вот в этом Денис Штыров зря уверен. Перечисленное - не реклама для просветительского проекта. Деньги - на ветер. И так будет до тех пор, пока руководить филармонией будут люди, которые не любят классическую музыку и презирают просвещение и образование в принципе.
"Половина Стаса Михайлова" - неплохая новая мера гонорара. "Просим предоставить грант на организацию фестиваля камерной музыки в сумме *** рублей, что соответсвует двум с половиной Стасам Михайловым по курсу "Росконцерта" на сегодня."