Три дня и 104 концерта «Безумных дней» пролетели, как один. 500 артистов, 22 600 слушателей в Екатеринбурге, 590 в Первоуральске и 187 200 онлайн зрителей трансляции концерта-закрытия из разных стран. «Как всегда, грустно расставаться, — произнёс со сцены, завершая „Безумные дни“, руководитель Уральского филармонического оркестра Дмитрий Лисс, — но мы гордимся тем, что единственные смогли провести этот фестиваль в полном объёме».
Ежегодный Международный музыкальный фестиваль La Folle Journee (Безумные дни), который объединяет Францию, Японию, Польшу и Россию, в 2021 году получился масштабным только в Екатеринбурге. Его основной темой стали «Неслучайные встречи», благодаря которым сложились программы и определился состав участников: 8 оркестров, 2 хора, 9 ансамблей, более 40 солистов. «Сто концертов „Безумных дней“ — это не просто цифры, — подчеркнул создатель проекта Рене Мартен. — Это долгожданные неслучайные встречи — с музыкой, новыми впечатлениями, потрясающими открытиями».
«Конечно, это своего рода экстрим, — поделился руководитель Государственного камерного оркестра России Алексей Уткин. — Шесть часов такой разной музыки собрать воедино в течение трёх дней достаточно трудно, но полезно, потому что оркестр должен уметь концентрироваться и делать всё в сжатые сроки». «Когда заводишься и проводишь по 3−4 концерта в день, то уже не думаешь устал ты или нет. Зато есть мотор, кураж, адреналин», — признался маэстро Александр Рудин, который возглавляет Московский камерный оркестр Musica Viva.
Оба столичных коллектива приехали в Екатеринбург в статусе участников «Всероссийских филармонических сезонов». В рамках этой программы Министерства культуры Российской Федерации на фестивале выступили и известные солисты. Для Бориса Андрианова концерты «Безумных дней» стали личным фестивальным рекордом: «Такой бешеный режим, когда каждый день играешь разное — это редкость и настоящий драйв!» Скрипач Никита Борисоглебский признался, что не готов жить в таком ритме постоянно, «но когда есть такая реакция зала, энергия исполнителя восполняется». Пианисту Константину Емельянову по душе пришёлся марафонный формат. На «Безумных днях» состоялось его осознанное знакомство с Уральским филармоническим оркестром, с которым он играл ещё в юношеском возрасте.
В заключительном концерте прозвучали слова благодарности в адрес французских участников фестиваля. По возвращении домой они будут вынуждены самоизолироваться, но всё же прилетели в Екатеринбург ради встречи с публикой, залом, оркестром. Их приезд поддержали Французский Институт при Посольстве Франции в России и Альянс Франсез Екатеринбург.
Неслучайными стали встречи с фестивалем для слушателей из Башкирии, Москвы, Новосибирска, Воркуты, Кургана, Тюменской и Свердловской областей, Перми, Югорска, острова Сахалин и Снежинска, которые приехали в Екатеринбург, чтобы подключиться к концертному марафону. 2000 фестивальных билетов приобрели сотрудники Екатеринбургского центра МНТК «Микрохирургия глаза». Их директор Олег Шиловских считает «Безумные дни» «самым значимым событием в культурной жизни Екатеринбурга», и стремится к тому, чтобы каждый работник Центра посетил сразу несколько концертов проекта. В 2021 году слушателями «Безумных дней» стали сотрудники ООО «Специализированный застройщик «Проспект Девелопмент», Центра косметологии и пластической хирургии имени С. В. Нудельмана, Уральского оптико-механического завода им. Э. С. Яламова, НПЦ «Металлург», студенты Уральского федерального университета.
Фестиваль был полон «неслучайных встреч» музыкантов разных стран. В «Неслучайное трио» объединились исполнители России, Армении и Франции. Участник этого ансамбля кларнетист Рафаэль Севэр, признался насколько для него важен такой «музыкальный, эмоциональный, психологический контакт между представителями разных культур. Мы начинаем чувствовать друг друга», — подчеркнул он.
«На полном подъеме, с ощущением счастья» провела фестиваль арфистка Уральского филармонического оркестра Вероника Лемишенко и её коллеги из «Мясковский-квартета», которым посчастливилось сыграть в ансамбле со всемирно известным французским флейтистом Филиппом Бернольдом. Яркие впечатления от работы с Уральским филармоническим оркестром остались и у трубача Ромена Лелё, и у пианиста Реми Женье.
«Я хотел сделать фестивальную программу «Равель и Мусоргский», потому что именно Равель сделал оркестровку «Картинок с выставки», — поделился Женье, — а потом родилась идея второго сольного концерта, где соединились произведения Равеля и Бетховена, и я наконец-то сыграл ту бетховенскую музыку, которую хотел исполнить, но вынужден был отложить».
Композиторские «встречи» состоялись в концерте, где звучала «Рапсодия на тему Паганини», и на органном вечере по мотивам несостоявшейся дуэли Баха и Маршана, в программе Симфонического хора Свердловской филармонии из произведений композиторов «Могучей кучки» и в сольном концерте Варвары Мягковой, где «соседствовали» Шуман и Брамс. Музыканты ансамбля Compromise-duo нашли точки соприкосновения между Чайковским и Майклом Джексоном, но настоящим открытием и фестивальной премьерой стало сочинение «Вначале был Бетховен», написанное по заказу фестиваля в Нанте. «Меня попросили ориентироваться на самую прекрасную музыку второй части седьмой симфонии Бетховена, — поделилась автор оркестровой пьесы Ольга Викторова, — и во время перелёта в Голландию, родилась идея совместить симфонию и «Болеро» Равеля. В результате получилось такое легкое произведение, в котором сочетается бетховенская немецкая основательность, французская заводная фантазийность и русская чувственность».
Бетховенская тема на фестивале породила ещё один эксперимент. В концерте Уральского юношеского оркестра под руководством Антона Шабурова, наряду с бетховенским «Эгмонтом», звучали строки из одноимённой трагеди Гёте. А читали их в русском и немецком вариантах заместитель Министра культуры Свердловской области Сергей Радченко и Генеральный консул Германии в Екатеринбурге Матиас Крузе. «Это особый эмоциональный опыт стоять в центре оркестра. И конечно, музыка Бетховена идет прямо к сердцу, я её очень люблю, — признался генконсул. — Я сразу согласился участвовать в таком удивительном и необычном проект, который показывает какой силой обладает культура, как она может сближать людей и помогать преодолевать любые сложности».
«Мы очень волновались, до самого последнего мгновения, но фестиваль состоялся, он прошёл и я всем хочу сказать, что нас ждёт следующий — пообещал слушателям директор Свердловской филармонии Александр Колотурский. — Он будет обязательно с 1 по 3 июля 2022 года. И я надеюсь, что тогда мы все уже будем без масок».
«В предвкушении новых открытий, мы начинаем отсчёт до следующих «Безумных дней», — поддержал Александра Николаевича Рене Мартен, который наблюдал за фестивалем из родного Нанта. В своём онлайн-обращении он поблагодарил слушателей в концертных залах и в разных уголках мира, где смотрели трансляцию, и сказал спасибо всем музыкантам, кто был на фестивале впервые, и тем, для кого участие в «Безумных днях» стало неотъемлемой частью каждого лета.
Международный музыкальный фестиваль «Безумные дни в Екатеринбурге» проводится с 2015 года и является одним из главных культурных событий Среднего Урала, которое поддерживает губернатор региона, Министерство культуры Свердловской области и Администрация Екатеринбурга.