В Екатеринбурге завершился фестиваль «Безумные дни»

Добавлено 06 июля 2021 Свердловская филармония

Свердловская филармония, Зал Свердловской филармонии, Никита Борисоглебский (скрипка), Борис Андрианов (виолончель), Московский камерный оркестр «Musica Viva», Александр Рудин (виолончель, дирижер)

Три дня и 104 концерта «Безумных дней» пролетели, как один. 500 артистов, 22 600 слушателей в Екатеринбурге, 590 в Первоуральске и 187 200 онлайн зрителей трансляции концерта-закрытия из разных стран. «Как всегда, грустно расставаться, — произнёс со сцены, завершая „Безумные дни“, руководитель Уральского филармонического оркестра Дмитрий Лисс, — но мы гордимся тем, что единственные смогли провести этот фестиваль в полном объёме».

Ежегодный Международный музыкальный фестиваль La Folle Journee (Безумные дни), который объединяет Францию, Японию, Польшу и Россию, в 2021 году получился масштабным только в Екатеринбурге. Его основной темой стали «Неслучайные встречи», благодаря которым сложились программы и определился состав участников: 8 оркестров, 2 хора, 9 ансамблей, более 40 солистов. «Сто концертов „Безумных дней“ — это не просто цифры, — подчеркнул создатель проекта Рене Мартен. — Это долгожданные неслучайные встречи — с музыкой, новыми впечатлениями, потрясающими открытиями».

«Конечно, это своего рода экстрим, — поделился руководитель Государственного камерного оркестра России Алексей Уткин. — Шесть часов такой разной музыки собрать воедино в течение трёх дней достаточно трудно, но полезно, потому что оркестр должен уметь концентрироваться и делать всё в сжатые сроки». «Когда заводишься и проводишь по 3−4 концерта в день, то уже не думаешь устал ты или нет. Зато есть мотор, кураж, адреналин», — признался маэстро Александр Рудин, который возглавляет Московский камерный оркестр Musica Viva.

Оба столичных коллектива приехали в Екатеринбург в статусе участников «Всероссийских филармонических сезонов». В рамках этой программы Министерства культуры Российской Федерации на фестивале выступили и известные солисты. Для Бориса Андрианова концерты «Безумных дней» стали личным фестивальным рекордом: «Такой бешеный режим, когда каждый день играешь разное — это редкость и настоящий драйв!» Скрипач Никита Борисоглебский признался, что не готов жить в таком ритме постоянно, «но когда есть такая реакция зала, энергия исполнителя восполняется». Пианисту Константину Емельянову по душе пришёлся марафонный формат. На «Безумных днях» состоялось его осознанное знакомство с Уральским филармоническим оркестром, с которым он играл ещё в юношеском возрасте.

В заключительном концерте прозвучали слова благодарности в адрес французских участников фестиваля. По возвращении домой они будут вынуждены самоизолироваться, но всё же прилетели в Екатеринбург ради встречи с публикой, залом, оркестром. Их приезд поддержали Французский Институт при Посольстве Франции в России и Альянс Франсез Екатеринбург.

Неслучайными стали встречи с фестивалем для слушателей из Башкирии, Москвы, Новосибирска, Воркуты, Кургана, Тюменской и Свердловской областей, Перми, Югорска, острова Сахалин и Снежинска, которые приехали в Екатеринбург, чтобы подключиться к концертному марафону. 2000 фестивальных билетов приобрели сотрудники Екатеринбургского центра МНТК «Микрохирургия глаза». Их директор Олег Шиловских считает «Безумные дни» «самым значимым событием в культурной жизни Екатеринбурга», и стремится к тому, чтобы каждый работник Центра посетил сразу несколько концертов проекта. В 2021 году слушателями «Безумных дней» стали сотрудники ООО «Специализированный застройщик «Проспект Девелопмент», Центра косметологии и пластической хирургии имени С. В. Нудельмана, Уральского оптико-механического завода им. Э. С. Яламова, НПЦ «Металлург», студенты Уральского федерального университета.

Фестиваль был полон «неслучайных встреч» музыкантов разных стран. В «Неслучайное трио» объединились исполнители России, Армении и Франции. Участник этого ансамбля кларнетист Рафаэль Севэр, признался насколько для него важен такой «музыкальный, эмоциональный, психологический контакт между представителями разных культур. Мы начинаем чувствовать друг друга», — подчеркнул он.

«На полном подъеме, с ощущением счастья» провела фестиваль арфистка Уральского филармонического оркестра Вероника Лемишенко и её коллеги из «Мясковский-квартета», которым посчастливилось сыграть в ансамбле со всемирно известным французским флейтистом Филиппом Бернольдом. Яркие впечатления от работы с Уральским филармоническим оркестром остались и у трубача Ромена Лелё, и у пианиста Реми Женье.

«Я хотел сделать фестивальную программу «Равель и Мусоргский», потому что именно Равель сделал оркестровку «Картинок с выставки», — поделился Женье, — а потом родилась идея второго сольного концерта, где соединились произведения Равеля и Бетховена, и я наконец-то сыграл ту бетховенскую музыку, которую хотел исполнить, но вынужден был отложить».

Композиторские «встречи» состоялись в концерте, где звучала «Рапсодия на тему Паганини», и на органном вечере по мотивам несостоявшейся дуэли Баха и Маршана, в программе Симфонического хора Свердловской филармонии из произведений композиторов «Могучей кучки» и в сольном концерте Варвары Мягковой, где «соседствовали» Шуман и Брамс. Музыканты ансамбля Compromise-duo нашли точки соприкосновения между Чайковским и Майклом Джексоном, но настоящим открытием и фестивальной премьерой стало сочинение «Вначале был Бетховен», написанное по заказу фестиваля в Нанте. «Меня попросили ориентироваться на самую прекрасную музыку второй части седьмой симфонии Бетховена, — поделилась автор оркестровой пьесы Ольга Викторова, — и во время перелёта в Голландию, родилась идея совместить симфонию и «Болеро» Равеля. В результате получилось такое легкое произведение, в котором сочетается бетховенская немецкая основательность, французская заводная фантазийность и русская чувственность».

Бетховенская тема на фестивале породила ещё один эксперимент. В концерте Уральского юношеского оркестра под руководством Антона Шабурова, наряду с бетховенским «Эгмонтом», звучали строки из одноимённой трагеди Гёте. А читали их в русском и немецком вариантах заместитель Министра культуры Свердловской области Сергей Радченко и Генеральный консул Германии в Екатеринбурге Матиас Крузе. «Это особый эмоциональный опыт стоять в центре оркестра. И конечно, музыка Бетховена идет прямо к сердцу, я её очень люблю, — признался генконсул. — Я сразу согласился участвовать в таком удивительном и необычном проект, который показывает какой силой обладает культура, как она может сближать людей и помогать преодолевать любые сложности».

«Мы очень волновались, до самого последнего мгновения, но фестиваль состоялся, он прошёл и я всем хочу сказать, что нас ждёт следующий — пообещал слушателям директор Свердловской филармонии Александр Колотурский. — Он будет обязательно с 1 по 3 июля 2022 года. И я надеюсь, что тогда мы все уже будем без масок».

«В предвкушении новых открытий, мы начинаем отсчёт до следующих «Безумных дней», — поддержал Александра Николаевича Рене Мартен, который наблюдал за фестивалем из родного Нанта. В своём онлайн-обращении он поблагодарил слушателей в концертных залах и в разных уголках мира, где смотрели трансляцию, и сказал спасибо всем музыкантам, кто был на фестивале впервые, и тем, для кого участие в «Безумных днях» стало неотъемлемой частью каждого лета.

Международный музыкальный фестиваль «Безумные дни в Екатеринбурге» проводится с 2015 года и является одним из главных культурных событий Среднего Урала, которое поддерживает губернатор региона, Министерство культуры Свердловской области и Администрация Екатеринбурга.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору