Ведущие театры и консерватории отстояли право на президентские гранты

Добавлено 29 июля 2014 muzkarta

Московская консерватория

Олег Табаков, Владимир Урин, Валерий Фокин и Александр Соколов убедили министра культуры не менять систему поддержки творческих коллективов

Александринский театр. Фото: wikipedia.org/Florstein
Министерство культуры согласилось сохранить нынешнюю систему гарантированных президентских грантов для ведущих организаций в сфере искусства. Об этом «Известиям» сообщил источник, участвовавший в переговорах. Официальные спикеры Минкультуры на момент сдачи статьи были недоступны.

Проблема зрела давно: со времени учреждения президентских грантов в 2002 году число грантополучателей росло со стихийной неотвратимостью. К 2013-му система стала настолько громоздкой, что Владимир Путин поручил перевести поддержку искусства на конкурсные рельсы. К 1 октября 2014 года Минкультуры должно было разработать методику проведения конкурса.

На коллегии министерства, состоявшейся в начале июня, Владимир Мединский настаивал: бороться за гранты должны все — от скромных региональных трупп до Большого театра. Бронь, заслуженную достижениями предков, по его убеждению, нужно нещадно снимать.

В ответ лидеры Большого, Большого драматического, Малого и Александринского театров, МХТ имени Чехова и Московской консерватории отправили коллективное письмо министру в защиту нынешней системы и дополнили свое письменное воззвание устными выступлениями на нескольких специальных встречах с ним в Москве и Санкт-Петербурге. Министр лидеров услышал и теперь, по всей вероятности, Минкультуры предложит президенту не лишать «золотой фонд» российской культуры гарантированной поддержки.

«Известия» поговорили с четырьмя мэтрами и узнали, чем они аргументируют свое нежелание соревноваться с более слабыми конкурентами.

— Когда президент, отреагировав на инициативу Юрия Хатуевича Темирканова (худрук Санкт-Петербургской филармонии. — «Известия»), учреждал эти гранты, проблема была в зарплатах, — вспоминает гендиректор Большого театра Владимир Урин. — Зарплаты в федеральных учреждениях культуры были настолько низкими, что начался отток специалистов. Даже муниципальные московские и петербургские коллективы получали больше федеральных учреждений. Была придумана система грантов, но по сути это была система повышения зарплаты творческих работников.

Урин, как и ректор Московской консерватории Александр Соколов, убежден: если гранты отменить, эмиграция артистов и музыкантов возобновится.

Авторы письма понимают противоречие между термином «грант», предполагающим конкурс, и реальной функцией президентской поддержки — повышением зарплат. И предлагают простое решение.

— Нужно взять и перестать играть в игры. Давайте не будем путать божий дар с яичницей и назовем эти гранты добавкой к заработной плате, — говорит худрук Александринского театра Валерий Фокин.

И хотя Владимир Урин, например, «не может всерьез предположить, что Большой театр лишат гранта» в случае открытого конкурса, его коллеги защищают право прославленного коллектива на ошибку.

— Любой великий театр переживает взлеты и спады, — отмечает Александр Соколов. — У него есть право на передышку, на эксперимент, на смену поколений. В какой-то момент театр может оказаться не очень убедительным с точки зрения статистики, но он должен быть защищен статусом, завоеванным за многие годы.

— Большой театр не перестает быть Большим, даже если у него сейчас худший период. Александринский театр готовится к 259-му сезону. Разные были этапы, но он всегда был старейшим национальным театром России, — вторит Валерий Фокин.

Мэтры сетуют на то, что система, изначально созданная для поддержки лучших, стала неконтролируемо разрастаться и сама привела себя к кризису.

— Когда гранты выдавались в первый раз, в список были внесены те, чьи заслуги известны на протяжении долгого времени, — напоминает худрук МХТ имени Чехова Олег Табаков (на самом деле драматические театры вошли в список грантополучателей со второго раза, то есть с 2006 года. — «Известия»). — А потом пошло: Мариинский, Большой, Малый, средний, крупный... Стал действовать принцип «а мне кусочек?». Вот теперь, скажем, Минусинский театр небольшим грантом обладает. Я не был в Минусинске, не видел спектаклей Минусинского театра. Говорю не о качестве этих спектаклей, а о взгляде на вещи. Думаю, было бы правильно вернуться к первому указу Владимира Владимировича Путина. И оставьте дискуссию «почему мне не дали».

Народный артист готов подать пример воздержания.

— Я ведь в течение этих лет руковожу не только Художественным театром, а еще и своим подвальным театром (Московский театр под руководством Олега Табакова. — «Известия»). И у меня никогда даже мысли не возникало просить грант, хотя в этом подвальном театре последние 11 лет заполняемость зала 99%.

— Между прочим, это не мы беспрерывно расширяли круг грантополучателей, — воинствует Валерий Фокин. — Он же искусственно расширялся: этого не обидеть, того не обидеть, давайте еще из регионов «приклеим». Я за регионы. Там есть коллективы, которые имеют право на грант, например, Волковский театр в Ярославле. Но нельзя же искусственно расширять! Развели до ста коллективов, а теперь не знают, что делать (гранты президента и правительства в настоящее время получают 84 коллектива. — «Известия»). А то мы сделали неправильно, а теперь возьмем и всё отберем. Это большевизм чистой воды! Признайте, что были неправы и ищите выход из этой ситуации.

Рассуждая о необходимости исполнить указ президента, театральные деятели предлагают создать дополнительную систему грантов, расходуемых на конкретные творческие проекты. И вот за эти деньги они готовы бороться наравне с молодыми коллективами.

— Если вводить конкурсную систему, то дополнительно к существующей. Можно найти деньги и поддерживать конкретные творческие проекты, как это происходит во всем мире. И тогда Большой театр наравне с Минусинским драматическим театром, Дальневосточным театром оперы и балета, Мурманским драматическим театром будет участвовать в этом конкурсе, — обещает Владимир Урин.

Александр Соколов предлагает несколько другой, более великодушный принцип — конкурс только для молодых коллективов как возможность присоединиться к заслуженным грантополучателям.

— Конкурсная система была бы оправдана при дальнейшем расширении круга грантодержателей. Молодые коллективы должны конкурировать, доказывать свое право на грант. Те, кто над чертой, и будут для них стимулом, примером для подражания. В то же время «золотой фонд» не станет кастой неприкасаемых при том, что все остальные отсечены от господдержки.

Предложенный министром принцип, по которому абсолютно все гранты распределяются в открытом конкурсе, Валерий Фокин считает «просто глупым».

— Когда все коллективы и организации ставятся на одну доску и оказываются в конкуренции — это не просто несправедливо, это бездарно. Есть вещи, которые нельзя сравнивать. Есть корневые учреждения культуры.

Олег Табаков, рассуждающий о конкурсах в сфере искусства, еще более скептичен — и афористичен.

— Это абсурд. Вы какие ноги больше любите: тонкие кривые или толстые кривые? Тонкие кривые? Ну вот, а я, понимаете, просто совсем не могу, если кривые.

Ярослав Тимофеев
izvestia.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору