Сегодня Вероника Джиоева - солистка Большого театра, приглашенная солистка Мариинского и Новосибирского театров. В качестве гостя хьюстонской Гранд-оперы она исполнит партию донны Эльвиры в опере Моцарта "Дон Жуан"
Приехав из Южной Осетии поступать в Петербургскую консерваторию, никому не известная абитуриентка под номером 487 (конкурс на вокальное отделение в 2000-м году был "астрономическим") мечтала сначала просто поступить, а потом, уже, будучи студенткой, - жить в России, в Европе и петь в лучших оперных театрах.
Так и случилось. Сегодня Вероника Джиоева - солистка Большого театра, приглашенная солистка Мариинского и Новосибирского театров. Эта потрясающе красивая, яркая, эффектная, эмоциональная певица - гость хьюстонской Гранд-оперы, где она исполнит партию донны Эльвиры в опере В.Моцарта "Дон Жуан".
Когда разговариваешь с московскими певцами, сценарий карьеры у них приблизительно одинаковый: консерватория или Гнесинка, театр им. Станиславского, а потом - свободный профессиональный полет. Для Вероники Джиоевой "переходным звеном" явился Новосибирский оперный театр.
По окончании консерватории она стала лауреатом конкурса Марии Каллас в Афинах в 2005 году. Там ее заметил Теодор Курентзис, который был в Новосибирске главным дирижером, и пригласил в театр, обещая все главные роли. И, надо сказать, обещание сдержал. За годы в новосибирском театре Вероника Джиоева спела Виолетту в "Травиате", Графиню в "Фигаро", Елизавету в "Дон Карлосе", Фьордилиджи в "Так поступают все женщины", Мими и Мюзетту в "Богеме".
"Я благодарна Теодору за то, что он поверил в меня и возможности моего голоса. Мы продолжаем наше сотрудничество, и я в предвкушении следующего выступления под руководством Курентзиса - это будет "Requiem" Верди в Мадриде", - рассказывает певица.
Репертуар ее сольных концертов - Пуччини, Верди, Доницетти и Моцарт. Но благодаря мужу певицы - дирижеру Алиму Шахмаметьеву, которого Вероника называет "самый главный мой дирижер", появились интересные тематические программы. Одна из них - романсы Рахманинова, Римского-Корсакова, Чайковского, которые впервые были исполнены в сопровождении оркестра.
"Алим - также мой менеджер, он ведет мои дела, разбирает "бумажную" сторону контрактов. Он очень разумный человек, который периодически возвращает меня к реальности", - говорит певица.
Вероника считает, что современная примадонна, в первую очередь - хорошо поющая, владеющая голосом, дыханием: "Сегодня мне совершенно невозможно представить вторую Кабалье. Чем больше я слушаю ее, тем больше убеждаюсь, что эта певица - будто бы иная планета, настолько недостижима высота ее таланта. Из современных певиц я никого не могу поставить рядом. Когда начинаешь учить партию, обязательно слушаешь мастеров прошлого, а не современных исполнительниц. Все нынче погнались за внешностью, фигурой. Конечно, к современным певицам предъявляют жесткие требования. Я и сама слежу за своей внешностью. Но красивое пение - это главное.
Я много занимаюсь, слушаю записи, ищу возможности поучиться у выдающихся педагогов, дирижеров, концертмейстеров. У меня постоянная потребность учиться. Если ко мне нет замечаний во время репетиции, то я начинаю буквально сходить с ума. Надеюсь, что этот процесс поисков в музыке не прекратится".
После телеконкурса "Большая опера", победительницей которого Вероника стала в 2011 году, она снискала похвалу знаменитого оперного педагога Дмитрия Вдовина.
"У него удивительное чутье на певцов, - заметила Вероника. - Каждый из его студентов - талант. У нас сложились теплые отношения. Я и сама взяла у него несколько уроков и была потрясена его музыкальностью. Каждый раз, когда пою в Москве, я спрашиваю Вдовина, сможет ли он прийти на мой спектакль или концерт. Мне очень важно его мнение, в том числе и в выборе партий".
Как ни странно, от многих партий певица пока отказывается: "Люди смотрят на мою внешность и предлагают спеть Тоску, Мадам Баттерфляй и даже Кармен и Амнерис. Со временем это будет подходить по голосу, а сейчас к чему спешить? Что я буду петь в 45 лет, к примеру? Я считаю, если в голосе есть лирические краски, надо этим пользоваться".
У певицы густой, насыщенный голос, так что некоторые считают, что она меццо-сопрано, но поет сопрановый репертуар по причине большого диапазона. Конечно, Вероника иногда исполняет партии высокого меццо-сопрано - Кармен, Далилу, но предпочитает петь лирические сопрановые партии - Марфу в "Царской невесте", Виолетту Валери.
"Я считаю, что певец должен красками своего голоса передавать характер музыки, а излишнее кривляние, пение лежа и подобные "трюки" - не имеют ни малейшей выразительности. Умение своим тембром показать все оттенки партии - вот это искусство. К примеру, у Марии Каллас был далеко не совершенный голос, но в то же время он был настолько богат тембральными красками, что это завораживало и заставляло сопереживать ее пению".
Оперные певцы - такой "товар", который нравится не всем. Известен же случай, когда враждовали две партии - "калласисты" и "тебальдисты", поклонники Марии Каллас и Ренаты Тебальди - двух величайших певиц. В 18-м веке таких "околооперных баталий" было и того больше.
"Я не стараюсь понравиться всем без исключения, - говорит Вероника Джиоева, - у меня достаточно поклонников и достаточно интересных выступлений с выдающимися дирижерами, с лучшими оркестрами. Что еще нужно для счастья?"
О хьюстонской Гранд-опере Вероника слышала давно. Самые лучшие отзывы были от Альбины Шагимуратовой, с которой они пели вместе на премьере "Руслана и Людмилы" в Большом театре (Альбина - в роли Людмилы, Вероника - Гориславы).
"Хотя я пела в Лос-Анджелесе и на фестивале в Гонолулу, считаю Хьюстон моим первым серьезным американским ангажементом. Подумать только, какое удачное начало моей "американской мечты" - в великолепном театре, в превосходной роли и с таким маститым дирижером, как маэстро Тревор Пиннок". Партия донны Эльвиры, по словам Вероники, идеально подходит ей по голосу и темпераменту.
"Меня порадовала хьюстонская постановка - с классической сценографией и красивыми костюмами. Совсем по-другому себя чувствуешь и поешь в корсете, - сказала Вероника, - Я за классику! Моцарт должен быть Моцартом. Когда я беседую со зрителями после спектаклей, люди часто говорят, что от оперы они ожидают чуда и красоты, а тяжелые "депрессивные" постановки их расстраивают".
Кстати, хьюстонскому дебюту певицы предшествовало участие в постановке "Дон Жуана" в Большом театре с режиссурой Дмитрия Чернякова. Солисты пели "барочным" звуком - по велению дирижера (Теодора Курентзиса). "В хьюстонской постановке мне приходится как бы заново настраивать звук своего голоса", - говорит певица.
Со времен Моцарта и Да Понте (не говоря уже о Тирсо де Молина, Мольере и Гольдони) образ севильского обольстителя сильно изменился. Как не вспомнить "Дон Жуана" Йоханнеса Шаафа с его жестокостью и откровенно "некрофильской" цитатой из фильма Питера Гринуэя "Повар, вор, его жена и ее любовник" в финале и более современного "Дон Жуана" а-ля Пазолини Дмитрия Чернякова, где главный герой становится жертвой (!) похотливых родственниц.
В Хьюстоне мы увидим традиционную постановку режиссера Харри Сильверстайна, ту самую, которую показывали в Хьюстоне в 2006 году (с Мариушем Квеченем и Анной-Марией Мартинез). Вероника Джиоева охарактеризовала Харри Сильверстайна как "замечательного режиссера с чутким пониманием музыки Моцарта".
Читателям "Нашего Техаса" певица пожелала, чтобы все неприятное осталось в старом году, а их любовь к оперному искусству росла и передавалась их детям.
Опера "Дон Жуан" с участием Вероники Джиоевой будет показана в хьюстонской Гранд-опере 2, 5 и 8 февраля в 7:30 вечера, а 10 февраля – в 2:00 дня.
До встречи в опере!
Ольга Вайнер
rus.ruvr.ru