«Казань. Весна. La Primavera». Под таким слоганом прошла в Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций КФУ пресс-конференция художественного руководителя и главного дирижера Казанского камерного оркестра Рустема Абязова
Фото Максима Толчинского
Эпиграфом к мероприятию стала «Весна» А. Вивальди — концерт из цикла «Времена года», первые ноты которого нашли отражение в известном всем логотипе одноименного коллектива из столицы Татарстана. Начало концерта студентам университета и журналистам исполнил сам маэстро, задав тем самым настроение первого весеннего дня.Если все музыканты приедут…Уже совсем скоро, через две недели, в Казани начнется первое мероприятие нынешней весны с участием камерного оркестра — пятый, юбилейный Международный фестиваль
L’arte del arco. Насладиться искусством смычка, как переводится название фестиваля, казанцы смогут с 15 по 19 марта. Концерты также пройдут в Нижнекамске и Набережных Челнах.
Участниками L’arte del arco станут топовые музыканты струнно-смычкового искусства.
«С каждым годом фестиваль набирает обороты, приезжают потрясающие инструменталисты. В этом году сформирован сильный состав музыкантов, которые прозвучат на фестивале», — отметил Рустем Абязов.
Хедлайнером фестиваля выступит всемирно известный скрипач, признанный «королем цыганской скрипки»,
Роби Лакатош из Бельгии. По словам художественного руководителя
La Primavera, это фееричный музыкант, который играет и классику, и собственные произведения.
«Цыганская скрипка — вполне понятное явление. Цыгане с большой охотой играют на этом инструменте, среди них есть потрясающие композиторы. Другое дело — некоторые классические музыканты относятся к их музыке с некоторым пренебрежением», — отметил Р. Абязов. В качестве примера он привел «Чардаш» Монти — произведение, написанное в 1904 году, до сих пор любимое во всем мире.
Вместе с Роби Лакатошем в Казань приедет лучший в мире цимбалист
Ено Иштван Листеш из Венгрии.
На втором концерте казанцы смогут услышать одного из лучших российских альтистов
Илью Гофманаи итальянского скрипача
Доменико Нордио, который уже выступал с оркестром прежде. Нордио в своем видеообращении выразил уверенность, что предстоящий фестиваль пройдет великолепно.
На закрытии фестиваля в Казани выступит Государственный квартет имени М. И. Глинки.
«Еще не состоявшийся фестиваль можно будет считать удавшимся, если все эти музыканты приедут», — отметил с улыбкой художественный руководитель
La Primavera. Такую оговорку с «если» Рустем Абязов сделал неспроста — наверняка любители классической музыки и поклонники оркестра не забыли случай со скрипачом
Жилем Апапом, который не смог приехать на концерт в рамках предыдущего фестиваля из-за того, что не успел сделать визу.
Ситуация оказалась непростой, но оркестру тогда удалось найти выход в самый последний момент благодаря замечательному
Денису Шаповалову. Да и прославленный виртуоз-скрипач все же посетил столицу Татарстана, правда, уже в нынешнем сезоне, и покорил сердца казанцев. «Пока все идет по плану», — добавил Рустем Абязов.
По традиции, профессионалы высокого класса в рамках фестиваля проведут мастер-классы — в детских музыкальных школах NN 5 и 1.
В ходе пресс-конференции Рустем Абязов рассказал, что была идея пригласить в следующем году на фестиваль всемирно известного скрипача
Дэвида Гарретта. «Когда его агенты начали называть условия, мы сразу прекратили переговоры, — отметил он. — Есть музыканты, которые выступают из любви к искусству, а есть те, которые ездят только ради денег. Думаю, Гаррет относится к последним».
ПремьерыОсобо стоит остановиться и на программе фестиваля. «Мы всегда стараемся знакомить публику с произведениями, которые либо редко, либо вообще никогда не звучали ни в Казани, ни в Татарстане», — сказал Рустем Абязов, добавив, что программа юбилейного
L’arte del arco особенно богата на премьеры.
В первом отделении на открытии фестиваля Роби Лакатош и Рустем Абязов исполнят «Времена года» А. Вивальди — 4 концерта для скрипки с оркестром. Второе отделение — эксклюзивная программа, в том числе «Две гитары» И. Васильева и собственные произведения Роби Лакатоша —
Ave Maria,
SK Paraphrase.
На втором концерте Доменико Нордио исполнит классический скрипичный репертуар — Рондо для скрипки с оркестром A-dur Шуберта, Интродукцию и рондо-каприччиозо для скрипки с оркестром Сен-Санса и рапсодию «Цыганка» Равеля.
Альтист Илья Гофман из Москвы, в свою очередь, представит казанской публике Скрипичную сонату Франка в переложении для альта с оркестром (аранжировка Л. Гофмана).
«Оркестровка сделана таким образом, что соната потрясающе звучит, но трудно исполнима для оркестра. Нам предстоит работа — нужно будет попытаться в оркестре передать фортепианное звучание, которое есть в оригинале», — пояснил художественный руководитель
La Primavera. Еще одной премьерой для жителей города станет Скерцо для альта с оркестром Брамса, также в аранжировке Л. Гофмана.
«Чисто альтового репертуара не очень много, и альтисты всегда стараются найти ходы и часто исполняют скрипичные произведения. Илье Гофману повезло, потому что его отец композитор, который делает для него блестящие аранжировки», — пояснил Рустем Абязов.
В завершении
L’arte del arco прозвучат «Итальянская серенада» Вольфа и квартет «Смерть и Дева» Шуберта в исполнении Государственного квартета им. М. И. Глинки, а также «Радиф» Книппера,
Young Apollo Б. Бриттена — уже совместно с
La Primavera.
«L’arte del arco — академический фестиваль, и мы осознанно стараемся не делать каких-то экспериментов, а поразить слушателя блестящими исполнителями и интересной программой», — отметил художественный руководитель казанского камерного оркестра.
О театре, попсе и профессионализме дирижера Помимо вопросов, связанных с предстоящим фестивалем, студенты и журналисты активно интересовались жизнью и деятельностью художественного руководителя оркестра. Рустем Абязов рассказал о любви к театру, о том, как определить профессионализм дирижера и слушает ли он современную музыку.
***
«Я заядлый театрал. На днях посетил открытие камерного театра „Сдвиг“. Хотя они показали капустник, я понял, что хочу пойти на их спектакль, может, в ближайшие дни».
***
«К попсе, особенно российской, отношусь с пренебрежением. Есть западные представители попсы, которые меня вполне удовлетворяют. Если говорить о современной классической музыке, есть потрясающие композиторы, а есть экспериментаторы, которые мне не очень интересны».
***
«Кажется, что дирижер ничего не делает, на самом деле это не так. Были попытки создать оркестры без дирижера, в том числе и в нашей стране. Но они не увенчались успехом. Должен быть человек, вокруг которого все вертится и который может, в хорошем смысле, навязать свою волю, чтобы музыканты исполняли произведение так, как нужно дирижеру. В этом вся сложность. Если при этом дирижер интересен как музыкант, он может через оркестр передать свои мысли и идеи и интерпретацию произведения, это уже профессионально. Но это дело тонкое, тоньше, чем Восток».
www.vverh-tatarstan.ru