Виолончелист Евгений Румянцев в Воронеже: «Я слышу музыку даже во сне»

Добавлено 19 сентября 2016 muzkarta

Евгений Румянцев (виолончель), Борис Андрианов (виолончель), Воронежская филармония

Лауреат конкурса Чайковского сыграет второй концерт Шостаковича в воронежской филармонии.

Воронежская филармония объединит в программе редко исполняемые произведения двух композиторов Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича. Концерты пройдут в пятницу и субботу, 16 и 17 сентября. Выступления приурочили к 125-летию со дня рождения Сергея Прокофьева и 110-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича.

Воронежцы услышат Второй концерт Дмитрия Шостаковича. Солировать будет лауреат международных конкурсов, виолончелист Евгений Румянцев.

Перед концертом Евгений Румянцев рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» об отношении к музыкальным экспериментам и объяснил, почему считает особенным Второй концерт Шостаковича.

О музыке в повседневной жизни

— Когда приходишь в кафе или ресторан, возникает желание выключить музыку. Даже когда она идет фоном, непроизвольно начинаешь воспринимать детали, раскладывать на тональности, размеры, формы. Это с одной стороны хорошо, потому что ты постоянно в тонусе, в музыкальной форме. Но и усталость появляется. Даже если просыпаюсь ночью, понимаю, что у меня во сне играла музыка. Особенно часто это бывает, когда учишь что-то серьезное. Сыграл, несколько дней прошло, и понимаешь, что музыка внутри тебя все время идет по кругу.

Я редко хожу на концерты классической музыки как зритель. Если прихожу, стараюсь концерт слушать двумя способами — как музыкант и как человек, который ничего не понимает в музыке. Мне интересно общее энергетическое, эмоциональное впечатление, баланс между профессионализмом и воздействием. Можно играть хорошо, невероятно точно, но будет скучно. А можно играть не очень точно, ошибаться, но заражать публику, вступать с ней в невидимый, неслышимый диалог. В итоге происходит магическое действие. В эти моменты я стараюсь понять, что же человек делает, чтобы это получалось, и могу ли я абсолютно абстрагироваться от своего музыкантского профессионализма?

О сотрудничестве с дирижером Игорем Вербицким

— Можно выделить наш совместный концерт Сэмюэла Барбера. Изначально в нем должен был играть виолончелист Борис Андрианов, но в последний момент он не смог применять участие в концерте и попросил заменить его. Я согласился, хотя этот концерт никогда не играл. За две недели выучил новую музыку. Правда, не рискнул играть по памяти, использовал ноты. После этого концерта у нас с Игорем Вербицким сложились хорошие творческие отношения. Каждый раз, когда мы вместе репетируем, у меня возникают невероятно теплые и приятные ощущения. Чувствую, что мы движемся в похожем направлении. Когда обсуждаем, кто какие записи слушал, оказывается, что нам нравятся примерно одни и те же записи.

О популярности классической музыки

— Я замечаю, что интерес к классической музыке растет. Думаю, это связано с тем, что момент пресыщения более доступной программой не только в музыке, но и в кино, в театрах, прошел — людям хочется чего-то такого, где нужно участвовать в процессе. Не просто сидеть и наблюдать, а вникнуть, что-то понять. Видимо после этого люди ощущают, что они постарались и себя обогатили, внутренне ощущение, как наркотик, притягивает сделать подобное что-то снова, в том числе прийти концерт классической музыки.

О Втором концерте Дмитрия Шостаковича

— Второй концерт Шостаковича сложный для солиста и для дирижера. Очень сложная, подробная партитура. В ней нет больших пластов мощных оркестровых тутти, где сама музыка идет — все время участвуют какие-то группы инструментов. Это непросто сделать. Я много раз играл этот концерт, но сегодня, когда мы в первый раз репетировали, впервые в жизни была ситуация, когда мы практически насквозь сыграли концерт без больших заминок. Ощущение, что мы неделю репетировали концерт до этого.

Первый раз я сыграл Второй концерт Шостаковича почти 10 лет назад. Именно его я исполнил на конкурсе Чайковского. Это произведение наполнено многим: историями о том, как Шостакович с Ростроповичем практически вместе его делали; атмосферой позднего Шостаковича — депрессивного, мрачного, без какого-то намека на свет в конце тоннеля. Плюс произведение наполняется какими-то сюжетами из моей жизни. Для меня второй концерт Шостаковича — очень особенное произведение.

Об экспериментах в классической музыке

— Лет десть назад я был категорически против экспериментов в классической музыке. Считал, что это убивает настоящее искусство. Сейчас я изменил свое мнение. Поиск должен быть. Во время экспериментов случаются какие-то открытия, которые могут внести что-то новое, стоящее. Бывает и наоборот. Многие вещи, которые рождаются в экспериментах, популярны, не потому что хорошие, а потому что это востребовано. Должно пройти время, чтобы не самое высокохудожественное отсеялось. Если бы в музыке не было новшеств, она бы не развивалась.

Сейчас возрождается мода на видеоряд под классическое музыкальное произведение. Я имею в виду не просто узоры, цвета, а нечто похожее на видеоклип популярной группы. Это интересная творческая вещь. Должен быть баланс между звучанием и визуальным рядом — насколько ярко будет играть исполнитель, и насколько видео ряд будет перетягивать внимание. Баланс есть, когда этот канат перетягивается в разные стороны — чуть больше внимания на звук, потом чуть больше на визуальный ряд. Такая перемена делает его интересным.

Евгений Румянцев — виолончелист, лауреат ряда престижных музыкальных конкурсов, в том числе XIII Международного конкурса имени Петра Чайковского (Москва, 2007 год), Международного конкурса виолончелистов имени Арама Хачатуряна (Ереван, 2010 год). Участник многих международных фестивалей, среди которых Usedomer Musikfestival, Juventus Music Festival, фестивали имени Владимира Горовица и Мстислава Ростроповича, «Московская осень», Maxima-Fest, Ars Longa, «Дни Моцарта в Москве», «Приношение Святославу Кнушевицкому», Московский международный виолончельный фестиваль Viva Cello. Музыкант ведет активную концертную деятельность как солист и ансамблист, выступая в России и за рубежом.

текст — Ксения Аносова, фото — Ксения Аносова
riavrn.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору