13 марта на сцене Большого зала Белгородской государственной филармонии прозвучала программа «Соло для балалайки и домры с оркестром» абонемента № 12 «Встречи по четвергам с Оркестром русских народных инструментов».
Гостями вечера стали яркие представители воронежской музыкальной школы, лауреаты международных конкурсов — гениальный виртуоз-балалаечник Андрей Горбачёв (г. Москва), Марина Горбачёва (домра, г. Череповец) и молодая исполнительница Надежда Бондаренко (народный вокал, г. Воронеж).
Лауреат международного конкурса Оркестр русских народных инструментов под управлением заслуженного работника культуры России Евгения Алешникова на каждом своём концерте старается познакомить белгородского слушателя с новыми именами, будь то известные в России и мире инструменталисты и вокалисты, или начинающие музыканты и исполнители, или композиторы-современники, сочиняющие музыку для оркестров народных инструментов.
Графики выступлений Андрея Горбачёва и Марины Горбачёвой расписаны на многие месяцы вперёд, так что поработать на одной сцене брату и сестре, как правило, не удаётся. Поэтому концерт в Белгороде стал счастливым исключением и настоящим праздником и для музыкантов, и для слушателей.
«Балалаечник № 1, патриарх балалайки» — называют Андрея Горбачёва коллеги-музыканты и друзья. И не просто так! Виртуозно исполняя на инструменте фольклорные и классические сочинения, добиваясь нового звучания, особенно в верхнем регистре, музыкант снова и снова доказывает, что возможности балалайки безграничны.
Уровень мастерства музыканта подтверждает и тот факт, что на счету у него 30 мировых премьер произведений для балалайки, многие из которых написаны специально для Андрея Александровича.
На концерте в Белгороде Андрей Горбачёв представил слушателям свою 30-ю исполнительскую премьеру — «Славянский концерт-фантазию» в трёх частях («Дума об Украине», «Белорусский романс», «Мелодии России») Александра Цыганкова (г. Москва). В оригинале произведение было написано для домры с оркестром. Андрей Горбачёв впервые исполнил его в редакции для балалайки.
Законченный летом 2013 года, Концерт, по словам исполнителя, получился пророческим, отражающим наши сегодняшние переживания. Посвящённый трём славянским народам, он получился очень печальным и напряжённым, но в тоже время лиричным и мелодичным, с легко узнаваемыми темами известных русских, украинских, белорусских народных мелодий.
Казалось, чтобы создать эту необыкновенную музыку, объединились и звонкая трель соловья, и журчание лесных родников, шелест степи и завывание ветра, тихая колыбельная матери и колокольный звон православных церквей… Всё это благодаря исключительным возможностям русских народных инструментов и, конечно же, их королеве — балалайке.
Исполняя особенно напряжённые фрагменты концерта, Андрей Горбачёв будто сливался в единое целое со своим инструментом, превращаясь в одну большую натянутую струну.
Композитор Александр Цыганков — и сам инструменталист-виртуоз, «золотая домра России». Народный артист России, профессор Российской Академии музыки им. Гнесиных, кавалер ордена Дружбы и лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области культуры за 2008 г. Работая солистом на домре и концертмейстером группы малых домр Государственного академического оркестра русских народных инструментов им. Н. П. Осипова, музыкант написал множество пьес для домры с оркестром.
Сегодня без сочинений Цыганкова не обходится ни одна конкурсная или концертная программа домриста любого уровня. Гости белгородской филармонии услышали в исполнении Горбачёвых ещё два сочинения Цыганкова — «Тустеп» и «Интродукция и Чардаш».
Ещё одним сюрпризом вечера стало исполнение Андреем Горбачёвым Концерта-фантазии на тему русской народной песни «Калинка» О. Осиповой. Композиция была написана для концерта в Анкаре, где балалаечник Горбачёв выступал на стадионе, вмещающем 12 тысяч зрителей.
Смесь фольклора и хард-рока, объединение в номере русских народных и духовых инструментов, неожиданно появляющихся на сцене, по признанию исполнителя, в первую очередь должно удивить, привлечь внимание зрителя к инструменту. Что и делает весьма успешно!
В безграничных возможностях домры белгородцы убедились, слушая известный романс А. Алябьева – А. Вьетнана «Соловей». Совсем недавно, 9 марта, именно с этой композицией на сцену Большого зала филармонии вышла прекрасная молодая певица, обладательница колоратурного сопрано Ольга Пудова (Санкт-Петербург), до глубины души поразив гостей вечера. Также прекрасно и незабываемо прозвучал этот романс и в исполнении домры Марины Горбачёвой, берущей самые высокие звонкие ноты.
Вокальный подарок гостям вечера преподнесла совсем ещё молодая, делающая свои первые, но уже уверенные шаги на сцене, Надежда Бондаренко. Вокалистка одинаково удачно справилась с исполнением лёгких, весёлых, озорных песен, и лиричных, пронизанных печалью и горечью.
Прошедший концерт еще раз доказал, что музыкальные возможности народных инструментов огромны, особенно в руках талантливых, блистательных, виртуозных исполнителей.
И следующий концерт филармонического абонемента № 12, который состоится в четверг, 15 мая, обязательно подарит нам интересные встречи с белгородскими музыкантами и новые незабываемые знакомства с талантливыми гостями.
А 20 марта Белгородская филармония приглашает жителей и города на концерт Липецкого государственного оркестра русских народных инструментов, главный дирижер — заслуженный артист РФ Олег Федянин.
Евгения Бурак
Фото Антона Черева
Специально для А-фишки