Белгород увидел «Парад солистов»

Добавлено 19 марта 2014 Marina Andreykina

Концертный оркестр духовых инструментов Белгородской филармонии, Большой зал Белгородской филармонии, Белгородская филармония, Марина Андрейкина, Михаил Пидручный (панфлейта, флейта)

18 марта в Большом зале Белгородской государственной филармонии Концертный оркестр духовых инструментов в рамках абонемента «Отражение времени» представил новую программу — «Парад солистов».

Под управлением дирижёра Александра Яговдика и главного дирижера оркестра Юрия Меркулова звучали сочинения русских и зарубежных композиторов.

…Здесь все — великие артисты,
Здесь каждый — подлинный герой,
Здесь нет «вторых», здесь все — солисты,
И каждый — друг мне дорогой…
(Вениамин Марголин)

Духовой оркестр — это целая палитра разных тембров, красок, инструментов, каждый из которых уникален и несёт в себе особую драматургическую функцию. Новая программа Концертного оркестра духовых инструментов представила практически всех музыкантов оркестра в качестве солистов.

Музыканты вступали с оркестром в диалог, образуя своеобразную арену состязания: солист – оркестр. «Парад солистов» — одновременно название концерта и произведения композитора Геннадия Пучкова, которое прозвучало «на десерт».

Концерт открыли знаменитые «Весенние воды» Сергея Рахманинова в исполнении ансамбля трубачей (Андрей Долинский, Николай Пустовит, Николай Кравченко, Виталий Гурьев). Фейерверк солистов был необычайно ярким в обоих отделениях концертной программы. Начиная от самого высокого по регистровому звучанию деревянного духового инструмента — флейты пикколо (Пьеса для флейты пикколо Йозефа Бонича в исполнении Михаила Пидручного) в первом отделении до самого низкого медного — тубы или сузафона (пьеса «Самовлюбленный слон» Дуга Хартцеля, солист — Андрей Толстой) во втором.

Очаровательное звучание кларнетов было представлено в композиции Бояна Адамиша «Gas do daske» (дуэт кларнетистов — Дина Новикова и Юрий Макаренко-младший). Тембр кларнета был показан также в неординарной пьесе Ярослава Ежека «Старый автомобиль» для четырёх кларнетов, свистка и клаксона (солисты — Алексей Хамтеев, Александр Баневич, Александр Паточкин, Михаил Лапкин).

Звонкий голос гобоя парил в сочинении Эннио Морриконе «Гобой Габриэля» (солист — Сергей Гончаров).

Нежный, «лесной» тембр валторны — показатель тембрового богатства духового оркестра. Прозвучавшая первая часть Концерта для четырёх валторн Генриха Хюблера (солисты — Юрий Юрин, Тимофей Скуднов, Евгений Минаев, Александр Лунёв) — и классика, и нечто большее, открывающее новые горизонты этого инструмента.

В качестве солистов выступили и ударные инструменты. Один из них оказался особенным, потому что, с одной стороны, обладает красивейшим звучанием, с другой — прибыл в филармонию из США в прошлом концертном сезоне. Это маримба — инструмент известной американской фирмы «Marimba One».

Звук белгородской маримбы, издаваемый каждым бруском, усиливается резонатором, хотя ранее под некоторые инструменты подвешивали тыквы (они заменяли резонаторы). В исполнении Александры Топалиди прозвучала первая часть «Концертино для маримбы» Пола Крестона.

Вибрафон — ещё один ударный музыкальный инструмент, который солировал в программе. Михаил Топалиди темпераментно исполнил на вибрафоне пьесу Андре Вайгнайна «Посвящение Л. Хемптону».

Не обошлось в концерте и без солирования фортепиано — инструмента королевского, универсального. В свежих весенних красках прозвучала пьеса Иоганна Штрауса «Весенние голоса» (солист — Анатолий Киселёв).

Широко было представлено в концерте семейство саксофонов — от традиционного саксофона в «Каприччио» Юрия Саульского (Роман Григорян, Артур Левенец, Александр Анкилов, Дмитрий Соловьев) до звучания баритонового саксофона в сочинении Пьеро Умилиани «Man-na Man-na» (Виктор Колчинцев) и саксофона-сопрано в композиции «Сильвия» Гюнтера Голлача (солист — Юрий Макаренко-старший).

Эфониум, король духового оркестра, собрат баритона и тенора, — один из самых эксклюзивных тембров, представленных в программе. Полька для двух эфониумов Р. Смита (солисты — Иван Галуцких, Николай Колмыков) была исполнена с задором и интригой.

Моя труба заплачет словно скрипка
И тут же с новым вздохом трубача
Взовьётся флейтой в поднебесье,
И светом звука озарит меня.
Затем как нежный бархат затрепещет
И зазвенит, влюбляясь и любя,
Как радугу цветов из звуков слепит
И равнодушных не оставит никогда!
(Эдуард Борисовский)

Тембр трубы был представлен задорной испанской музыкой «La Virgen de la Macarena» в аранжировке Кэльвина Кастера (солист — Николай Кравченко) и композицией «Танец вдвоем» Артуро Сандоваля (солист — Эдуард Борисовский, соло на гитаре — Николай Уваров, соло на саксофоне — Александр Анкилов).

Хит американского джаза в звучании тромбона с оркестром… Это надо слышать! «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (солист — Виктор Скрынников, соло на трубе — Николай Кравченко) — прекрасная альтернатива услышать тромбон и уловить тончайшие нюансы и оттенки тембровой краски этого инструмента.

Самыми неожиданными и приятными музыкальными сюрпризами явились, пожалуй, два сочинения. Первое — нежное, трогательное и в то же время сочное звучание альта, пополнившего коллекцию солистов оркестра музыкой Джона Уильямса из кинофильма «Список Шиндлера» (солистка — Виктория Безуглая). А второе — знаменитая композиция Лучо Далла «Памяти Карузо» (солист — Михаил Пидручный) в звучании пан-флейты.

«Парад солистов», бесспорно, прошёл безупречно! Впереди любителей духовой музыки в Белгороде ждёт ещё много нового и интересного.


Специально для А-фишки, Марина Андрейкина (фото Антона Черева)

Дата публикации: 19.03.2014

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору