Читайте на эту же тему




Виртуозы и романтики

Добавлено 03 июля 2015 muzkarta

Сергей Редькин (фортепиано), Павел Милюков (скрипка), Юрий Фаворин (фортепиано), Михаил Турпанов (фортепиано, композитор), Александр Рамм (виолончель), Международный конкурс имени П. И. Чайковского, Дмитрий Маслеев (фортепиано), Андрей Коробейников (фортепиано), Андрей Гугнин (фортепиано), Лукас Генюшас (фортепиано), Александр Бузлов (виолончель), Илья Рашковский (фортепиано)

XV Международный конкурс имени П. И. Чайковского завершен

Маг рояля, владеющий всеми видами, приемами, стилями фортепианной игры Дмитрий Маслеев. Фото: tchaikovskycompetition.com
Всем, кто следил за событиями XV конкурса имени Чайковского, запомнится его совершенно потрясающая музыкальная атмосфера и невероятно тяжелая конкуренция, какую только возможно представить в формате конкурсной борьбы.

Но по традиции особый накал эмоций собрали на «Чайковском» выступления пианистов в Большом зале консерватории, начавшиеся, казалось бы, «дискомфортно»: жюри отсеяло фаворитов прежних конкурсов — лауреата Александра Лубянцева, не прошедшего в этом году «живой» отбор, а после 1-го тура — Андрея Коробейникова, чье выступление с Сонатой Бетховена N 32 стало ярким музыкальным событием, собравшим и рекордное число просмотров в онлайн-трансляции. Между тем градус соревнования у пианистов не снизился ни на одном этапе, хотя и досадно было терять между турами таких ярких музыкантов, как Юрий Фаворин, Андрей Гугнин, Дмитрий Шишкин, Дмитрий Онищенко, Михаил Турпанов, Илья Рашковский и др. Но и само качество «жертв» доказывало высочайший уровень соревнования. Практически во всех номинациях конкурсные туры с их обязательными программами и регламентами вылились в захватывающий многочасовой музыкальный поединок, состоявший, по сути, из серии сольных концертов молодых музыкантов. За три недели на сцены Московской консерватории, Московской и Санкт-Петербургской филармонии, Мариинского театра выходили самые разные исполнительские индивидуальности: романтики, виртуозы, мыслители и даже «гении».

Финал оказался большим испытанием для всех. От колоссального напряжения на фортепианных концертах шли потери у всех, «рейтинги» обрушивались на глазах. Но дни финала по драматургии оказались феноменальными: по сути, это были дуэли конкурсантов — меланхоличный лирик Сергей Редькин и феноменальный виртуоз Джордж Ли, потрясший публику глубиной и красотой музыкальной мысли Люка Дебарг и шикарный по качеству пианизма Лукас Генюшас, чарующий юностью и простыми, ясными трактовками Даниил Харитонов и «маг» рояля, ловко владеющий всеми видами, приемами, стилями фортепианной игры Дмитрий Маслеев. То же самое происходило и в других номинациях — «скрипичной», «виолончельной». Объяснение — не только во введении «живого» отборочного тура, реально поднявшего на другой уровень весь 1-й тур, но и во внятно проартикулированном на конкурсе явлении нового яркого поколения музыкантов. Причем, как показывают анкеты участников, во многом связанного с традициями русской исполнительской школы. И хотя Конкурс Чайковского перестал быть парадом выпускников Московской консерватории, многие блистательные участники нынешнего конкурса проходили на разных этапах через школу наших педагогов. В том числе и все финалисты у пианистов — даже Джордж Ли (США), которого готовил на конкурс Максим Могилевский, и Люка Дебарг, ученик Рены Шерешевской.

При этом оказалось, что безусловного лидера, объединившего всех, на конкурсе нет.

А к его событиям было приковано внимание всего мира: трансляции Медичи смотрели более 10 миллионов человек в 179 странах мира. В статистике фигурируют 10 352 города России, стран Северной и Южной Америки, Азии, Европы. Это абсолютный рекорд для музыкальных конкурсов. Теперь лауреатам предстоит другая артистическая судьба: их карьерой будет заниматься сам конкурс. В течение двух лет лауреаты выступят в России, Франции, Великобритании, Германии, Нидерландах, Финляндии, Италии, Португалии, США, Японии, Китае, Южной Корее, Тайване, ОАЭ, Бразилии и других странах. Но сенсация на XV Чайковском все-таки случилась: те переживания музыки, которые подарил публике французский пианист Люка Дебарг, вошли в свод «легенд» конкурса. Именно Дебаргу ассоциация музыкальных критиков Москвы присудила приз (концерт в декабре 2015 года в Московском Доме музыки) как музыканту, «чьи выступления на конкурсе стали заметным художественным явлением и чье уникальное дарование, творческая свобода и красота музыкальных трактовок произвели незабываемое впечатление на публику и критику». И именно потому, что есть музыканты, которым можно адресовать такие слова, а на конкурсе были и другие яркие открытия, этот конкурс удался.

лауреаты конкурса
Фортепиано: 1-е место: Дмитрий Маслеев (Россия); 2-е место: Лукас Генюшас (Россия/Литва) и Джордж Ли (США); 3-е место: Даниил Харитонов (Россия) и Сергей Редькин (Россия); 4-е место: Люка Дебарг (Франция).

Скрипка: 1-е место: не присудили; 2-е место: Юй-Чень Цзэнь (Тайвань); 3-е место: Гайк Казарян (Россия), Александра Конунова (Молдова) и Павел Милюков (Россия); 4-е место: Пом Сори Ким (Южная Корея) и Клара-Джуми Кан (Германия).

Виолончель: 1-е место: Андрей Ионут Ионица (Румыния); 2-е место: Александр Рамм (Россия); 3-е место: Александр Бузлов (Россия); 4-е место: Пабло Феррандес (Испания); 5-е место: Сон Мин Кан (Южная Корея); 6-е место: Джонатан Роузман (Нидерланды).

Сольное пение: Женщины: 1-е место: Юлия Маточкина (Россия); 2-е место: Светлана Москаленко (Россия); 3-е место: Мане Галоян (Армения); 4-е место: Антонина Весенина (Россия).

Мужчины: 1-е место: Ариунбаатар Ганбаатар (Монголия); 2-е место: Чуаньюэ Ван (Китай); 3-е место: Хан Сын Ю (Южная Корея); 4-е место: Дмитрий Григорьев (Россия).

Текст: Ирина Муравьева
www.rg.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору