Без первых скрипок

Добавлено 03 июля 2015 muzkarta

Валерий Гергиев (дирижер), Александр Рамм (виолончель), Денис Мацуев (фортепиано), Дмитрий Маслеев (фортепиано), Международный конкурс имени П. И. Чайковского, Гайк Казазян (скрипка), Александр Бузлов (виолончель)

Итоги конкурса Чайковского оказались неожиданными

На церемонии награждения лауреатов 15-го международного конкурса Чайковского прозвучали имена лауреатов соревнования по всем специальностям. И оказалось, что скрипачи остались без первой премии. О неожиданных итогах конкурса в этой и других номинациях рассказывает ЮЛИЯ БЕДЕРОВА.

Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ
15-й международный конкурс Чайковского, в оргкомитет которого в этом году кроме Валерия Гергиева и других вошла Ольга Голодец в должности сопредседателя, завершился торжественной церемонией награждения лауреатов — телевизионно-эффектной, хотя и томительной по понятным причинам процедурой. В этом году решено было не объявлять итоги так, как это было принято десятилетиями — ночью после финалов при большом стечении возбужденной публики, на сценах залов, где до этого шли прослушивания. Оргкомитету и жюри всех специальностей удалось выдержать эффектную паузу, растянувшуюся почти на сутки, и объявить все самое главное — кто из конкурсантов занял какое место — только на следующий день в концертном зале Чайковского на общем церемониальном собрании. Конкурсанты выходили на сцену получать премии и выглядели совсем иначе, чем на своих концертах: не взрослыми и воодушевленными, а напряженными и нервными. Казалось, что без инструмента они совсем не в своей тарелке. Тем не менее все прошло гладко, все получили свои дипломы из рук членов жюри, хотя на некоторых лицах и было заметно недоумение.

Самыми яркими можно назвать итоги виолончельного конкурса, где против ожиданий однозначный фаворит, как всем казалось еще до старта, Александр Бузлов, крепко и уверенно игравший тур за туром, не дотянул до первого места, удостоившись третьей премии. Из российских музыкантов его переиграл Александр Рамм, одновременно надежный и романтичный исполнитель, он получил вторую премию. А первая, как ни удивительно это звучит, досталась румынскому виолончелисту Андрею Ионице — артистически блестяще и музыкально убедительно отыгравшему все туры и быстро ставшему одним из любимцев публики. Жюри с ней, как мы видим, согласилось. Финал у виолончелистов весь получился сильным, и пятое место у интересной корейской виолончелистки Сон Мин Кан — лишнее подтверждение того обстоятельства, что пьедестал не резиновый. Виолончельное соревнование вообще традиционно выглядит самой свободной и даже душевной специальностью на конкурсе Чайковского. Здесь редки скандалы и катастрофы, но часты убедительные победы. Жаль только, что в этот раз виолончелистов отправили играть в Санкт-Петербург. Отчасти эту потерю компенсировали превосходные трансляции телеканала Medici.tv.

На вокальном конкурсе, тоже проходившем в Петербурге, не найдя себе соперников, победили Юлия Маточкина и Ариунбаатар Ганбаатар.

Совершенно удивительными выглядят результаты у скрипачей. Впрочем, наблюдатели отмечают, что сильно поражаться не стоит — за последние 20 лет и шесть конкурсов первая премия в этом разделе соревнований присуждена лишь дважды. В этом году, не пропустив в финал нескольких сильных музыкантов, в том числе Майю Кишиму, которая тем не менее удостоилась специальной награды за выступление во втором туре, жюри до такой степени, вероятно, не пришло к какому-то внутреннему согласию, что специальность осталась вовсе без победителя, а лауреатов третьих премий оказалось сразу трое. При этом на верхнем из занятых мест разместился тайваньский скрипач Юй Чень Цзэнь — чего от него мало кто ждал. А его по-настоящему яркие конкуренты Клара-Джуми Кан и Гайк Казазян вместе с изначальным фаворитом Павлом Милюковым и обаятельной Александрой Конуновой стайкой распределились ниже — на четвертой и третьей строчках.

Соревнование пианистов, по традиции самое резонансное, завершилось разочарованием тех, кто болел за самобытного и тонкого французского пианиста Люка Дебарга, который произвел в Москве необыкновенное впечатление, хотя ему и трудно было конкурировать в финале с опытными музыкантами. Заметить следы грусти можно было на лицах не только публики, но и членов жюри, хотя, возможно, просто показалось. Тем не менее можно предположить, что многие судьи всерьез желали музыканту призового места. Но этого не случилось. Люка Дебарг занял четвертую строчку и получил также отдельный независимый приз Ассоциации музыкальных критиков Москвы (и концерт в Москве в Доме музыки в декабре), о чем со сцены на церемонии награждения, как показалось, с легким сердцем объявил член фортепианного жюри Денис Мацуев.

Смутило разделение второй премии между двумя не очень сопоставимыми музыкантами — юным американцем-виртуозом Джорджем Ли, игравшим в Москве мощно, радостно и откровенно ученически, и Лукасом Генюшасом, музыкантом, бывшим на конкурсе на голову выше соперников по степени владения мастерством, звуком, временем, смыслом и качеством в музыке. Однако жюри сочло, что фортепианный конкурс выиграл Дмитрий Маслеев — совершеннейшее открытие в том смысле, что, пожалуй, никто о нем раньше не говорил и не ждал от него побед. Молодой музыкант из Улан-Удэ, учившийся в Москве и потом у того же педагога в Италии, обезоружил публику еще на первом туре лирическим блеском и уверенной непосредственностью. У жюри не нашлось, что ей возразить, и «народная альтернатива» (по меткому выражению критика в соцсетях) заняла победную строчку конкурсного парада.

Осталось еще одно вакантное место в призовом фонде конкурса: имя обладателя Гран-при будет названо только в Санкт-Петербурге 3 июля — на втором гала-концерте лауреатов.

kommersant.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору