Владимир Спиваков: Музыкальный шедевр — это логический экстаз

Добавлено 16 декабря 2016 muzkarta

Челябинская филармония, Владимир Спиваков (скрипка, дирижер)

Неделька выдалась та еще. Прямо россыпь культурных мероприятий, звездные личности соревнуются друг с другом за внимание публики и прессы. «Не знаешь, куда пойти», — сетует коллега «по несчастью». Не сговариваясь, делаем выбор в пользу «Виртуозов Москвы», как, впрочем и еще 500 челябинцев, заполнивших зал Прокофьева от и до.

Фото Надежды ПЕЛЫМСКОЙ

Продолжение души

Вопрос ребром для пристрастного зрителя всегда решается в пользу музыки. Если честно, для меня совершенно непостижимо, как можно быть равнодушным к ней. Музыка действует напрямую на эмоции и чувства без посредничества слов и тайных смыслов в театре, без форм и сложных знаков в живописи или скульптуре. Даже всеми любимый танец вторичен по отношению к музыке. Эмоциональная депривация, заразившая большинство нашего населения, последнее время просто угнетает. Проблема перешла уже в разряд диагноза. Впрочем, мы отвлеклись на досужие размышления.

Концерт в минувшую среду вернул к радости измученный безответными вопросами журналистский мозг, истерзанную сомнениями душу и уставшее от бесплодно трудовых будней тело. Великая сила искусства проявилась на концерте «Виртуозов Москвы».

Признаюсь — «Виртуозов» люблю с детства, спасибо педагогу, их можно слушать бесконечно. Дивертисмент Моцарта они играют регулярно, чуть не каждый приезд. И каждый раз умудряются оставаться на высоте.

— Как звучат, как звучат, — тихонько вздыхает сосед, очень хороший челябинский музыкант.

Об эталонности, выверенности звучания этого коллектива написаны километры рецензий. Не буду оригинальной.

— Маэстро, как вам удается добиться идеального звука? — пытаю дирижера после концерта.

— Я знаю, в каком зале как играть, чувствую, — пожимает плечами Спиваков. — Мы же репетируем перед концертом, конечно, когда приходит публика акустика чуть меняется, звучание оркестра корректируется. Руки должны звучать у дирижера, если этого нет, в оркестре звука нет. А руки — это продолжение души.

Эмоцио или рацио

Музыка Моцарта, Боккерини оживляла давно забытое чувство радости бытия, полноты жизни, несла совершенно другое, забытое мироощущение жизни, когда человек был венцом творения и творцом одновременно. Трагичная элегия Шостаковича промелькнула как тучка на небосклоне, разрядившаяся прыжками, смешками и хихиканьем в польке.

— Вы больше тяготеете к эмоциональной музыке, чем к интеллектуальной? Малера и Брукнера по крайней мере в программе не было?

— Знаете, что такое шедевр музыкальный? — озадачивает маэстро встречным вопросом. — Это логический экстаз.
И все-таки именно эмоциональность делает концерты оркестра с одной стороны узнаваемыми, с другой — неповторимыми. Юмор Шостаковича, радостный трепет Моцарта, аргентинская страсть Пьяццоллы помноженные на профессионализм музыкантов и артистизм самого маэстро вызвали многократный рикошет у публики — зрители требовали бисов вновь и вновь.

— Как поживает ваша «Любаша» (прим. так любовно зовет Спиваков скрипку Страдивари)?

— Хорошо, сегодня мы с ней виделись, поработали. У меня в Москве 14 числа будет концерт, где я выступаю.

— Но мы вас со скрипкой не увидели…

— Но я не могу все вместить в один концерт. Мы привезли солистку «Новой оперы».

Шанс для начинающих

Маэстро традиционно заботится и пестует молодые таланты. Работа с ним прекрасная школа, а еще больше шанс для начинающих быть замеченными. В этом году, как и в прошлый раз, «Виртуозы» вновь сделали промоушен для молодой певицы. Анастасия Белукова числится солисткой «Новой оперы». В репертуаре пока только три солидных работы — Адель в «Летучей мыши», Розина в «Севильском цирюльнике» и Людмила в «Руслане и Людмиле».

Миленькая, симпатичная девушка со столь же милым голоском в красном платьице стала украшением сцены и радовала глаз. Увы, в вокальном плане ее заслуги оказались более, чем скромными. Хотя репертуар был изначально выигрышный и суперпопулярный — ария Лауретты из оперы «Джанни Скикки», «Испанская песня» Делиба и ария Джудитты. Исполнительнице не хватило ни темперамента, ни сексуальности, ни утонченности. Авторитет мэтра помог ей продержаться на сцене и даже получить аплодисменты.

— Как вы относитесь к тому, что в школах отменили уроки пения?

— Плохо очень отношусь. Думаю, что с приходом нового министра образования это как-то изменится. Его предшественника я не уважал, и не только из-за этого — за ЕГЭ в том числе и другое.

— Расскажите о вашем детском фонде. Сейчас труднее находить талантливых детей?

— Талантливых детей очень много, условия тяжелые довольно таки. Нет никакой возможности сейчас за границей получать помощь, это нехорошо. При этом спонсоры легко могут подарить, к примеру, часы с бриллиантами. Они странные люди, им кажется, что только это может обрадовать человека. Меня это огорчает, а такие вещи я никогда не носил и носить не буду, не хочу, мне не нравится. Это был, кстати, реальный случай, когда один человек хотел подарить дорогие часы с какими-то камнями, с каким-то стеклом рубиновым, администратор сказала: «Он их носить не будет, он их забросит на шкаф» — Да что вы?! А что его обрадует? — Вот если бы вы могли помочь детскому фонду». И он помог.
Немного о теории простых чисел

— Говорят, вы отменили концерт в Париже?

— Концерт должен был проходить в присутствии двух президентов — Олланда и Путина. Поскольку президент Франции странно очень себя повел, насколько странно, что Владимир Владимирович счел невозможным приехать на открытие выставки Щукина. Кстати, это потрясающая выставка из коллекции Сергея Щукина, которую он приобрел в конце 19 — начале 20 века. Должен сказать, что я видел собственными глазами, как французы плачут у полотен Матисса, Гогена и раннего Пикассо. Их собрал и сохранил для будущего русский человек. Поскольку так случилось, я посчитал невозможным для себя играть этот концерт. Мы играли 21 октября другой концерт с другой программой.

— Вы считаете, что художник должен быть в курсе политических событий, должен проявлять свою политическую волю?

— Это от человека зависит, во-первых. А во вторых, я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Потому что всегда неуклюже получается, когда политик начинает говорить о каких-то профессиональных моментах в музыке, а музыкант рассуждать о политике, не зная множества подводных камней, о которых мы понятия не имеем. Это все равно, что я пришел ба на факультет высшей математики в МГУ или Бауманский и начал разговаривать на предмет теории простых чисел с людьми, которые эту тему знают лучше меня в сто раз. Тоже самое.

На прощанье маэстро поздравил челябинскую филармонию с юбилеем — в этом сезоне сотрудники будут отмечать 80-летие.

— Здесь прекрасный, чистый зал, чудная акустика, мы счастливы приезжать сюда, и всегда с большой любовью вспоминаем ваш город. Желаю дальнейшего процветания, удачи и растите хороших детишек — это ваше творческое будущее.

Виктория ОЛИФЕРЧУК
vecherka.su

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору