Владислав Лаврик: «Баха „под фанеру“ не сыграешь»

Добавлено 19 декабря 2012 muzkarta

Владислав Лаврик (труба, дирижер)

Художественный руководитель фестиваля Brass Days о публике

Второй международный фестиваль медного духового искусства Brass Days подошел к финишной черте. Впору подводить итоги. Однако разговор с художественным руководителем фестиваля Владиславом Лавриком, известным трубачом, с недавних пор успешно совмещающим исполнительскую деятельность с дирижерской, из сфер чистой музыки практически сразу переключился на проблемы социально-музыкального порядка.

- Цель любого фестиваля – не только в том, чтобы дать музыкантам возможность себя показать и на других посмотреть. Не менее важно сплотить ряды уже имеющихся приверженцев жанра и привлечь новых слушателей. Как думаете, получилось?

- Надеюсь, что да. Собственно, Brass Days и задумывались ради популяризации медного духового искусства у нас в России. В мире аналогичных фестивалей достаточно много – в Великобритании, США, Австрии, даже в Болгарии. Хотелось инициировать событие, которое привлекало бы и слушателей в концертные залы, и было бы стимулом для будущих музыкантов выбирать эти инструменты.

- Пессимисты утверждают, что у нас в стране академическая музыка лет через десять-пятнадцать вообще останется без слушателей: слишком соблазнителен стандарт легкой, не требующей напряжения мозгов, жизни, рекламируемый масс-медиа и шоу-бизнесом. Как вы относитесь к столь мрачной перспективе?

- Не впадая в уныние. Начнем с того, что академическая музыка во все времена имела меньшее количество слушателей, нежели музыка, которую сейчас принято называть популярной. Разумеется, публику надо готовить. Существует давняя традиция перед концертом или в перерывах между произведениями рассказывать о композиторах, их творчестве, эпохе. Так часто делают на своих концертах Геннадий Рождественский, Владимир Юровский. Я тоже иногда устраиваю такие концерты.

- Это работает на закрепление интереса, когда человек уже купил билет и пришел в концертный зал. А как завлечь туда тех, кто с серьезной музыкой не знаком?

- Хороший способ привлечь такую публику - симбиоз культурных проектов, когда концерт совмещен, например, с художественной выставкой, и они объединены одной темой. У нас есть такой опыт.

- Согласна: такой симбиоз может расширить аудиторию – концерт привлечет поклонников живописи или графики. Однако это тоже аудитория уже подготовленная, понимающая, куда она идет и ради чего. А как «вербовать» неофитов?

- Способ давно известен, только сейчас он не работает: на главных телеканалах, за исключением, пожалуй, «Культуры», серьезная музыка – персона non grata, выражаясь языком современным «неформат». На подавляющем большинстве радиостанций – тоже. Престижность музыкального образования, по сравнению с советскими временами, упала до критической отметки. Нужна продуманная государственная культурная политика, но у государства на уме совсем другие заботы. А между тем, стабильность любой цивилизованной державы зиждется на мыслящих, творческих, умеющих созидать личностях, интересы которых выходят за рамки банального потребления материальных благ.

- Выходит, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. На одном из концертов фестиваля – «Дне барокко», проходившем в кафедральном римско-католическом соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, я видела родителей с трехлетним малышами и даже коляску с полугодовалым слушателем. Так с какого же возраста имеет смысл приобщать ребенка к академической музыке?

- Мое мнение – как можно раньше. Маленький ребенок открыт окружающему миру, у него еще нет собственных предпочтений, он с одинаковым интересом воспринимает все, что видит и слышит. И родители должны успеть этим воспользоваться, пока конкуренцию Бетховену, Генделю и Вивальди не составила попса, которой заполнены теле- и радиоэфир, вкупе с интернетом. Дети отдают предпочтение так называемой легкой музыке не потому, что сложная им неинтересна, а потому, что просто не успевают с ней вовремя познакомиться. У меня двое детей, дочке – восемь, сыну – два. И оба начали слушать классику буквально с колыбели.

- Вашим детям повезло – у них папа профессиональный музыкант. А что делать родителям, которые и рады были бы привить своему чаду вкус к классике, но сами в ней не слишком хорошо разбираются?

- Что делать? Довериться профессионалам. Есть специальные издания для маленьких слушателей, снабженные возрастными указаниями. А вот когда можно впервые привести ребенка в концертный зал, во многом зависит от него самого: дети развиваются с разной скоростью. Важно, чтобы программа была составлена из понятных ему произведений. Ну, и родителям самим придется поднапрячься и перед тем, как отправляться с ребенком на концерт, самим что-то узнать о музыке, которая будет исполняться, чтобы в глазах маленького слушателя не выглядеть абсолютным профаном. Благо сейчас это нетрудно – интернет всегда под рукой.


- Раньше вашу публику растили и музыкальные школы. Когда-то это было делом престижа. А сегодня родители сто раз подумают, прежде чем отдать туда ребенка.

- Я, конечно, человек пристрастный, ведь я – музыкант. Но занятия музыкой, так сказать «для себя», действительно приносят огромную пользу. Я даже не буду говорить о том, что музыка развивает в ребенке эмоциональность, глубину и спектр переживаний, то есть в конечном итоге делает более восприимчивым к окружающему миру. Сегодня, как мне кажется, не менее важен другой аспект музыкального образования – оно приучает ребенка к систематическому целенаправленному труду. Пусть даже поначалу против его воли. Мы хотим, чтобы наши дети чего-то добились в этой жизни. Когда все, кому не лень, бомбардируют наши мозги утверждениями, что купив то или надев это, нам гарантирован быстрый и легкий успех в любом начинании, даже взрослому трудно устоять перед соблазном. Ребенку – тем более. Но мы ведь с вами прекрасно знаем, что легкий успех, как правило, не бывает ни прочным, ни долгим. Занятия музыкой – одно из самых эффективных противоядий от этого сладкого обмана: за пару месяцев не научишься играть, как Паганини, или сочинять, как Моцарт. И «под фанеру» Баха не сыграешь. Знаете, на эту тему можно говорить очень долго. Даже в самые темные времена люди прекрасно понимали, что существуют ценности подлинные и мнимые, даже если отдавали предпочтение вторым, а не первым. Так что пока не стерта грань между преходящим и вечным, классическая музыка без слушателей не останется.

Беседовала Виктория Пешкова
Частный корреспондент Музыка

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору