15 и 16 декабря в Органном зале Белгородской государственной филармонии отмечали День рождения короля всех инструментов
Мы рассказываем, о чём поведал орган на втором праздничном концерте и что вызвало особый восторг белгородских поклонников его музыки.15 декабря. «Концерт для уникального голоса с органом» — первый из посвящённых Дню рождения белгородского органа. Мы слушали выдающегося исполнителя — заслуженного артиста России Даниэля Зарецкого и в который раз со всей ясностью понимали, почему именно этот инструмент однажды стал главным музыкальным в богослужениях и католических, и византийских. Когда он оживает от игры мастера — это походит на нескончаемый разговор с небесами, который примиряет с той мыслью, что человек — просто песчинка перед вечностью.
По случаю торжества в Белгород прибыл контратенор Олег Безинских. Его голосовой тембр исключителен: диапазон составляет более трёх октав, а потому ему многое подвластно — от баритона до сопрано. Гармония органной музыки Зарецкого и голоса Безинских — уникальный феномен, который не мог не поразить.
16 декабря. «Органные сюрпризы» — второй концерт праздничного диптиха. Белгородский органист — лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин задумал его одноактовым. Он вышел невероятно целостным, насыщенным, при этом каждый из создающих его элементов не случаен и уместен, гармоничен в своей связи с другими.
Халиуллин пробудил именинника хоралом «Се ныне Благословляйте Бога» Ференца Листа. А в следующий момент, ловко переходя от инструмента к инструменту, разыграл диалог между органом и его младшим родственником клавесином, в звучании которого восставала красота старинной лютни (на лютневом регистре). В эту серебряную музыку Сарабанды ре минор Георга Фридриха Генделя по временам вплетался хрустальный голос флейты. Поначалу он казался иллюзией, так сложно был организован мир звуков в этот момент. Но минуты спустя отчётливо услышали — флейта действительно раздаётся… из глубины органа-дома. Анжела Уварова, флейтистка БГФ, вышла из его недр и уже на сцене завершила генделевскую сюиту. И сыграла баховскую «Шутку».
В 2011-м, чтобы исполнить Симфонию с имитацией военного оркестра Джованни Моранди, Халиуллин вышел со своим учителем Даниэлем Зарецким. Теперь же, сам будучи преподавателем (с сентября 2014-го он обучает искусству игры на органе и клавесине на факультете исполнительского искусства БГИИК — прим. авт.), он демонстрирует успехи своей ученицы Любови Павловской — и уже их дуэт преподносит публике эту озорную, ироничную партитуру итальянца.
В который раз орган покорил и многоцветьем регистровых красок — Халиуллин создал органную транскрипцию Пассакалии соль минор Генделя, предназначавшейся автором для клавесина. А, представляя Вариации на тему Паганини (самого известного 24-го каприса «скрипача дьявола») для педали соло американского композитора Джорджа Талбен-Болла, привёл к уникальному восприятию не только возможностей исполнителя (виртуозная игра ног), но и времени (то ускоряя его, то останавливая вовсе) и пространства (то словно
расширяя его до масштабов Вселенной, то сужая до самой тесной кельи инока).
А потом без малейшего диссонанса осуществляет переход от рефлексии о бытии к лёгкой, остроумной импровизации Happy birthday to you. Зрелищной к тому же благодаря искусному жонглированию светодиодными пиксель-поями — в который раз своё мастерство демонстрировал арт-директор Театра огненных мистерий Shadows Олег Кравцов.
Но король всех инструментов не всегда помещён в центре музыкального мироздания, иногда он может быть скромным, не теряя величия и оставаясь самодостаточным. Халиуллин аккомпанировал в «Лебеде» из сюиты «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса. Около трёх минут живёт благородный Лебедь Алисы Зылёвой (балерина «Молодого балета» Виктора Ганженко), но как! Сколько чувства в её трактовке, изящества в её фигуре, выхваченной кругом световой пушки. И как точно и тонко поддержана её зарисовка мягко певучей виолончелью Олега Шейны.
Как правило, самые мощные залпы салюта приходятся на финал. Так и с «Органными сюрпризами». Того, чему публика стала свидетелями, в Белгороде осуществляют впервые: звучала музыка органа и одномоментно сценическое пространство расцвечивало «искусство светописи». Речь не о фотографии — а об удивительном подарке, что преподнесли имениннику (и нам) Вадим Радченко, создатель грандиозных проекционных 3D-шоу, и его команда — светорежиссёр Алексей Рашин и дизайнер Данила Гаврилов.
«В каждой музыке Бах», писал Бродский, намекая на божественную природу сочинений гения. И вот баховская Токката и фуга ре минор — а на теле органа вихрь закруживает световые частицы, центростремительно расходятся огненные сполохи… — начало времён, из хаоса рождается наш мир, и вот уже планета по имени Земля и блуждает во Вселенной.
«Висячие сады Семирамиды» Жана Аллена — и нам явлена тайная жизнь воды. Авторы визуального оформления как под микроскопом показывают нам, как нарождается органическая жизнь — будто множится бесстрастная инфузория туфелька. Тема бурлящей водной стихии призывает нас и к сотворчеству: если поднять глаза к потолку зала, то можно отчётливо увидеть, что орган будто огромная жемчужина между распахнутыми створками раковины (полукруг сцены и полукруг потолочного декора).
Токката из «Готической сюиты» Леона Боэльмана — приходят в движение различные механизмы, отсчитывая ход времени… Мир многократно усложняется. Световые решения подчёркивают архитектурные формы инструмента и зала (берут начало от золотой линии Ирины Чечиль — главного архитектора проекта здания Белгородской филармонии, её Органного зала и его акустики; собственно, именно Чечиль и посвящены эти номера), превращая орган в величественный средневековый замок.
И чтобы уже окончательно «опрокинуть» свидетелей «Органных сюрпризов», Халиуллин исполняет собственное переложение для педали соло «Полёт шмеля» Николая Андреевича Римского-Корсакова. Логическому постижению это, кажется, не поддаётся. А после наступившую звенящую тишину взрывает всеобщее ликование публики.
Екатерина ШАРОНОВА
Юрий БОГРАД (фото)Материал сайта БелПресса:
www.belpressa.ru