Почему в моде «поющие трусы», а дирижёр не может быть «добрым и пушистым»
Представители этой редчайшей профессии очень напоминают добрых волшебников. Свои чудеса они творят при помощи волшебной палочки, а иногда и вовсе голыми руками.
Фото: Антон ВОЛК
Сегодня речь пойдёт о дирижёрах. А точнее, о художественном руководителе и главном дирижёре камерного оркестра Крымской государственной филармонии Денисе Карлове.
Зачем нужны дирижёры?
— Чтобы продирижировать композитора, например Чайковского, нужно его понять и прочувствовать. А каждый композитор — это целый мир, который создан в виде документа, именуемого партитурой. Задача дирижёра заключается в том, чтобы грамотно истолковать, что в нём заложено. Сначала оркестру, а затем зрителю, — уверен наш собеседник.
Естественно, каждый человек понимает и чувствует по-разному. Здесь играет роль и характер, и восприятие, и жизненный опыт. Именно поэтому под руководством разных дирижёров исполнение оркестром одного и того же произведения звучит по-разному. Точь-в‑точь как в кулинарии: у разных хозяек блюдо, приготовленное по одному и тому же рецепту, никогда не бывает одинаковым.
Чтобы из какофонии звуков, издаваемых десятком, а то и сотней инструментов, получилась цельная мелодия, собственно, и нужен дирижёр. Естественно, чтобы вести за собой огромное количество людей, необходимо обладать незаурядными лидерскими качествами. По наблюдениям Дениса Карлова, дирижёры бывают двух типов: грубияны и диктаторы. Первые добиваются своего криками и оскорблениями. Вторые в погоне за идеальным звучанием готовы на любые методы. Это как раз тот случай, когда «в борьбе все средства хороши». Другого не дано.
— Если перед оркестром стоит «мягкий и пушистый зайчик» и мило улыбается, то это не дирижёр, а шарлатан! — уверен наш собеседник.
— Хороший дирижёр — это прежде всего хороший организатор. Хотя, по большому счёту, это человек-оркестр, который должен одновременно быть первоклассным музыкантом и отменным руководителем.
Денис Карлов настаивает, что дирижирование должно быть второй профессией. Сначала надо закончить консерваторию по классу игры на каком-нибудь музыкальном инструменте.
— Только после этого человек имеет моральное право поступать на дирижёра, — считает наш собеседник.
Эмоции — под контролем!
Конечно, качество любой работы во многом зависит от настроения. В оркестре это особенно заметно, ведь каждая эмоция дирижёра передаётся коллективу, после чего, многократно усилившись, доходит до зрителя. Именно поэтому музыкальному руководителю важно быть всегда в хорошем настроении. Или уметь держать себя в руках.
— Когда мы с ведущим режиссёром Мариинского театра Алексеем Степанюком готовили постановку оперы в Санкт-Петербурге, за день до премьеры я узнал о смерти отца. Пришлось собраться и выйти на сцену. Просто не было другого выбора. Ведь неявка дирижёра — это срыв всего мероприятия, — делится неприятными воспоминаниями Денис Карлов.
Должен быть готов руководитель оркестра и к форс-мажорам. А их на сцене хоть отбавляй. Один курьёзный случай случился с нашим собеседником в годы обучения в консерватории, как раз во время ответственного студенческого спектакля. Такие спектакли для многих начинающих певцов являются возможностью выхода на большую сцену, что само по себе волнует. А если подводит партнёр по сцене, то нервы просто на пределе!
— Шла опера «Евгений Онегин». Как раз перед сценой с дуэлью, на которой стрелялись Ленский и Онегин, одному из исполнителей главных ролей пришло сообщение, что его машину эвакуируют в неизвестном направлении. Парень выбежал решить вопрос, а в это время поднялся занавес. В итоге Евгений Онегин отработал в одиночку. И стрелял не в Ленского, а… в пустоту! — с улыбкой вспоминает дирижёр.
От «поющих трусов» к классике…
— Во времена перестройки наблюдался массовый отток специалистов. Лучшие классические музыканты заключили контракты в странах Европы, Америки и Азии. Просто тогда у них не было условий для работы и профессионального роста на Родине, — рассказывает Денис Карлов. — Остались только поп-музыканты, которые в борьбе за зрителя то и дело пускают в ход самопиар и эпатаж. Отсюда и множество артистов, которых принято называть «поющими трусами». Но ситуация уже начала меняться к лучшему. Стараниями правительства страны музыкантам создаются условия для работы на родине. Мастера с мировыми именами постепенно возвращаются в Россию.
Аналогичные процессы наблюдаются и у нас, говорит Денис Карлов:
— Порой нашей филармонии приходится давать подряд два концерта с одинаковой программой. Потому что билеты уже распроданы, а желающие остаются. И это отрадно, ведь раньше о таком можно было только мечтать.
Мария Лебедеваgazetacrimea.ru