Беседа с одним из отцов-основателей фестиваля камерной музыки «Возвращение» скрипачом Романом Минцем
Фото Светланы Минаевой
С 6 по 12 января 2016 года в Московской консерватории пройдет очередной, 19-й по счету Фестиваль камерной музыки «Возвращение». В Москву вновь съедутся со всех концов света исполнители, выступающие на лучших сценах мира, лауреаты престижных премий, солисты ведущих западных и российских оркестров, педагоги и профессора отечественных, европейских и американских вузов. Стены Малого зала вновь будут с трудом вмещать всех желающих, а программы фестивальных концертов — интриговать и будоражить умы столичных меломанов.Фестиваль «Возвращение» — это всегда четыре концерта, включающие шедевры камерной музыки, редко исполняемые произведения великих композиторов, российские и мировые премьеры отечественных и зарубежных авторов. Традиционно одним из вечеров является «Концерт по заявкам», программа которого составляется с учетом пожеланий самих исполнителей. Три остальных концерта — тематические, и темы их всегда оригинальны. Собранные в каждом из них по принципу коллажа сочинения образуют уникальный цикл с собственной внутренней драматургией. Она раскрывает заявленное название с точки зрения самых разных исторических, философских, стилевых, индивидуально-творческих аспектов, и дает каждому слушателю возможность увидеть глубинные взаимосвязи и пересечения художественных явлений, сделав на этой основе собственные выводы и открытия. Среди тем прошлых лет — «Песни о родинах», «Salon», «Ночная музыка», «Путевые заметки», «Война», «Серенады», «В гостях у сказки», «Исход». Новизну в решении каждой заявленной темы обеспечивает железное правило фестиваля — ни одно сочинение в рамках форума не может прозвучать повторно, каждый год программа составляется только из сочинений, не исполнявшихся в предыдущих концертах.
В преддверии открытия фестиваля мы задали несколько вопросов одному из отцов-основателей фестиваля скрипачу Роману Минцу.
— Какие премьеры и раритеты ждут тех, кто придет в Малый зал консерватории на концерты фестиваля? Чем будете удивлять завсегдатаев «Возвращения»?— Честно говоря, в какой-то момент я перестал следить за этим. Очень трудно стало определить, играешь ли ты российскую премьеру. Поручиться можно только за первые исполнения новых сочинений. Но все-таки мы предполагаем, что в первом концерте фестиваля, который мы назвали «Вариации», прозвучат две российские премьеры. Во всяком случае, из тех музыкантов, с которыми я общался, никто про эту музыку у нас ничего не знал. Это «Вариации для слона» голландского композитора Гезы Фрида, которые будет исполнять Григорий Кротенко, и Вариации на тему Паганини Йозефа Горовица — эта вещь написана для брасс-квартета, но у нас будет звучать переложение для четырех саксофонов. На втором концерте все произведения более-менее известные — кроме «Цыганского романсеро» для хора и гитары Кастельнуово-Тедеско, вот его не назовешь часто исполняемым. В программе третьего концерта («Шуберт») у нас будет раритетный Харбисон и тоже вряд ли когда исполнявшиеся у нас «Три военных марша» Шуберта — Франсе. Что касается «Концерта по заявкам», то там сплошь редкости. Вот, например, «Камерная музыка № 1» Богуслава Мартину — она примечательна тем, что, во-первых, в ней соседствуют арфа и фортепиано, что случается совсем нечасто; во-вторых, тем, что, несмотря на свой порядковый номер, она первая и единственная — сочинить «Камерную музыку № 2» Мартину уже не успел. Другое примечательное произведение — Де Фалья, Концерт для клавесина и камерного ансамбля. Или вот сочинение Бориса Филановского, которое называетися «Шмоцарт» — оно тоже в Москве еще не звучало. Ноты музыки балета «Сотворение мира» Дариюса Мийо тоже искались с большим трудом. В общем, будет много интересного.
— А как вы добываете все эти редкие ноты?— В основном, по издательствам. Сейчас, когда есть интернет, все стало, конечно, значительно проще, но пока ноты найдешь, закажешь — все это занимает какое-то время. К тому же об их существовании тоже еще надо знать (улыбается).
— Расскажите о новичках «Возвращения»-2016. Как их втянуло в орбиту фестиваля?— Вот пианист Андрей Гугнин выступит у нас впервые. Контрабасист Михаил Шевнин, альтист Тигран Суджиянц. Много дебютантов будет среди духовиков — моя одноклассница Елизавета Вилковыская, например. А есть музыканты, которые по разным причинам пропустили несколько наших фестивалей и вот вновь возвращаются — например, певица Юлия Корпачева, альтист Максим Рысанов, виолончелист Евгений Тонха. Клавесинистка Ольга Мартынова выступала на первом фестивале — и вот теперь второй раз. Так что все по-прежнему происходит соответственно названию фестиваля.
— Вот уже второй год вы собрать деньги на проведение фестиваля с помощью краудфандинга. Как вы оцениваете этот опыт?— Очень хорошо! Нам снова удалось собрать нужную сумму и даже немного превысить ее (целью проекта было 750 000 рублей, собрано 753 100 рублей. — Прим. редакции). Краудфандинг прекрасен тем, что создает определенный шум, и люди, про которых ты даже не знал, что у них есть деньги и что они не прочь с ними расстаться, вдруг находят тебя сами. За несколько дней до окончания проекта у нас было собрано около 54% от нужной суммы, но тут внезапно появилась наша бывшая однокашница Ира Озниева, о которой я очень давно ничего не слышал, и покрыла недостающую сумму. Было и еще несколько жертвователей, которые сделали свой взнос не через Planeta.ru, но узнали о нас именно оттуда, — например, легендарный дирижер Лев Маркиз, который живет в Голландии. Тут вообще была чудесная история. Он написал нам, что хочет передать некую сумму — но перевести он ее не может, нужно, чтобы кто-то эти деньги у него забрал. Я стал искать человека в Гааге. Через некоторое время появляется еще одна наша одноклассница, которая живет как раз в Гааге. Я сообщаю Маркизу, что вот, за деньгами придет такая-то. А у нее двойная фамилия, вторая по мужу, и Маркиз, видя эту фамилию, вдруг говорит: «Так это, наверное, жена такого-то, я же его 30 лет знаю!…" То есть, они много лет живут в одном и том же городе, но, может, так и не встретились бы, если б не наш краудфандинг! Вот такие интересные истории случаются. Ну и вообще, ощущать поддержку — это очень важно.
Беседовала Полина Харитоноваwww.chaskor.ru