XXI фестиваль камерной музыки «Возвращение», Рахманиновский и Малый залы Московской консерватории, 9 — 15 января 2018 года
Фото: Инесса Кудрявцева
Фестиваль камерной музыки «Возвращение», недавно прошедший уже в двадцать первый раз, без сомнений можно назвать одной из добрых московских музыкальных традиций. Цикл из четырёх концертов, раз за разом «возвращающийся» в столицу, несомненно, получил признание у слушателей — билеты раскупаются за несколько месяцев до начала фестиваля, залы на самих концертах переполнены.В этом году тематика программ получилась серьезной и напряженной: помимо традиционного «Концерта по заявкам» были «Opportunism», «Несвобода», «Mort» — своеобразные музыкальные «беседы», затрагивающие и социальные, и метафизические вопросы.
Первый концерт
«Opportunism» (9 января) содержал сочинения композиторов разных времён, приспособлявшихся к главенствующей идеологии и политике — от Филиппокта Казертского и магистра Эгидиуса, живших в XIV веке, через Людвига ван Бетховена и Иоганна Себастьяна Баха до композиторов XX века — Арама Хачатуряна, Камиля Сен-Санса, Дмитрия Шостаковича и Карла Орфа. Альтернатива — «прогнуться» и получать логичные преференции или быть в стороне, но при этом часто голодным — всегда стояла перед творческими личностями, и особую остроту эта проблема приобрела в прошедшем веке. Начался концерт «Поэмой о Сталине» (переложение для фортепиано в четыре руки), ярко исполненной Вадимом Холоденко и Яковом Кацнельсоном — торжественные ноты периодически сменялись пряными восточными мотивами, наполненными светлой грустью и горным воздухом. «С именем блаженных Гедеона и Самсона» (Казертский) и «Куртуазный и мудрый» (Магистр Эдигиус) — сочинения возвышенные, прозвучавшие в варианте для голоса и двух инструментов, по-видимому, воспевали антипапу Климента VII, служба у которого могла надолго обеспечивать бедных композиторов. Триптих для скрипки и фортепиано Сен-Санса, Вторая соната для фортепиано и виолончели соль минор Бетховена, «Брандербургский концерт» № 2 фа мажор Баха — все три произведения были посвящены королевским особам. При этом Сен-Санс создал все три короткие пьесы, из которых состоит его сочинение, совершенно разнохарактерными, видимо, ссылаясь таким музыкальным способом на сложный и многогранный внутренний мир бельгийской королевы Елизаветы. «Четыре хора из цикла «Десять поэм на стихи революционных поэтов конца XIX и начала XX столетия» Шостаковича прозвучали в исполнении Камерного хора Музыкального училища имени Гнесиных и ошеломили неожиданной свежестью звучания, а «Уличная песенка» Карла Орфа-Гунильда Кетмана в варианте для ансамбля ударных и двух флейт прозвучала иронично, несмотря на исторический трагизм собрания «Музыка для детей», откуда было взято сочинение — Орф и Кетман предлагали эту музыку Гитлеру.
Второй вечер, 11 января,
«Несвобода» состоял преимущественно из особого вида партитур — они были сочинены и записаны авторами во время заключения. Это и Прелюдия и фуга соль-бемоль мажор советского композитора Всеволода Задерацкого из большого цикла прелюдий и фуг, написанных на Колыме, где автор жил в условиях лагерного быта, и пьесы Генри Коуэлла «Пульс» и «Возвращение» для ансамбля ударных, и сочинение современного южнокорейского композитора Исана Юна «Riul» для кларнета и фортепиано, полное томительной восточной экзотики и отличающееся рваной структурой, свойственной скорее европейской музыке. Отдельно стоит отметить неоконченный нонет Рудольфа Карела, заключенного концентрационного лагеря Терезиенштадт, для исполнения которого на сцену вышли флейтистка Мария Алиханова, гобоист и организатор фестиваля Дмитрий Булгаков, кларнетист Антон Прищепа, фаготист Валерий Попов, валторнист Арсений Самсонов, скрипач и организатор фестиваля Роман Минц, альтист Сергей Полтавский, виолончелист Александр Неустроев и контрабасист Григорий Кротенко. Непростая музыка трёхчастной композиции, то поднимающаяся ввысь, то будто сжатая пружиной, благодаря мастерству исполнителей заставила зрителей погрузиться в атмосферу двадцатого века, прекрасного и одновременно страшного. Во второй части концерта прозвучали «Баллада Редингской тюрьмы» Жака Ибера (посвящена Оскару Уайльду), две композиции Матвея Павлова-Азначеева, заключенного краснодарского лагеря — «Этюд на органном пункте» и «Испанская серенада» в замечательном исполнении знаменитого гитариста Дмитрия Илларионова и сумрачные «Три песни» погибшего в лагере Аушвиц Виктора Ульмана для меццо-сопрано, скрипки, альта и виолончели. Произведение современного и пока не слишком известного в России американского композитора Фредерика Ржевского «Attica», написанное по следам драматических событий в американской тюрьме Аттика, было исполнено большим составом и с Романом Минцем в качестве чтеца и стало достойным завершением вечера. Замедленные, минималистичные ритмы электрогитары и электрического баса чередовались с взволнованными, местами даже ожесточенными струнными — скрипка Бориса Абрамова, виолончель Александра Неустроева и духовыми — флейтой Марии Алихановой и кларнетом Антона Дресслера.
Третья программа (13 января) в текущем году называлась
«Mort», то есть
«Смерть». Было исполнено редкое сочинение 2000 года — «Смерть — красавица» Вильфрида Хиллера в виртуозном исполнении скрипача Бориса Бровцына, чей инструмент в продолжительном сольном вступлении едва не «разорвал воздух», и пианистки Ксении Башмет, чья партия добавила мягкости угловатой мелодике скрипки. Прозвучало сочинение англо-немецкого композитора Чарлза Мартина Лефлера «Две рапсодии» для трио — гобой, альт, фортепиано. Это не очень популярное в академической музыке сочетание инструментов в исполнении Дмитрия Булгакова, Александра Митинского и Александра Кобрина приятно удивило тёплой тональностью и ёмкостью мысли. Пьеса «Пред лицом смерти» Луи Андриссена, более известная в варианте для струнного квартета, на фестивале звучала в исполнении Российского квартета саксофонов. Благодаря сочетанию кларнета, тенор, баритон и сопрано саксофонов в пьесе была создана сложная атмосфера бесстрашия перед неизбежным, наполненная как печалью, так и юмором. Были исполнены известные произведения — «Траурная симфония» фа минор Пьетро Локателли, принадлежащая позднему периоду его творчества и «Чардаш смерти» для фортепиано Ференца Листа. Особенно пронзительно и эмоционально получились три песни «Смерть смерти» Пауля Хиндемита для меццо-сопрано, двух альтов и двух виолончелей и «Четыре строгих напева» для баса и фортепиано Иоганна Брамса, основанных на фрагментах библейских текстов. Исполнение этих произведений удалось во многом благодаря участию замечательных, артистичных вокалистов — Дарьи Телятниковой, уже принимавшей участие в фестивале, и Антона Зараева, дебютанта «Возвращения». Специфической «окантовкой» начала и завершения концерта стали пятиголосный мадригал Карло Джезуальдо и четырёхголосный канон Йозефа Гайдна, исполненные ансамблем Филиппа Чижевского Questa Musica — в конце произведения Гайдна ансамбль медленно прошёл по залу и удалился по лестнице, не прекращая пение и тем самым, по-видимому, символизируя текучесть жизни и смерти.
«Концерт по заявкам», состоявшийся в отличие от трёх предыдущих, не в Рахманиновском, а в Малом зале, порадовал как подбором композиторов — Сергей Рахманинов, Рихард Штраус, Арнольд Шёнберг — Антон Верберн, Иоганнес Брамс, так и мастерством участников фестиваля. Сюиту № 2 для двух фортепиано Рахманинова виртуозно исполнил звёздный дуэт Вадим Холоденко — Александр Кобрин, в Квартете для фортепиано, скрипки, альта и виолончели до минор Рихарда Штрауса подкупило сочетание внешне строгой музыкальной формы и трепетности исполнения, переложение первой Камерной симфонии ми мажор Шёнберга — Верберна благодаря сочетанию флейты, кларнета и скрипки, виолончели, расширенному звуком экспрессивного фортепиано, погрузило в бурю яркой мелодики. Завершающее музыкальное произведение вечера и всего фестиваля — медитативный, вдумчивый квинтет Брамса для кларнета, двух скрипок, альта и виолончели си минор стал очередным многоточием в истории «Возвращения», и не остаётся сомнений, что многоточие будет продолжено запятой, а никак не точкой.
Артем Пудовwww.chaskor.ru/article…2987