Впервые за свою историю Ростовский академический симфонический оркестр исполнит камерные программы.
23 января состоится первый концерт, на котором небольшим составом музыкантов оркестр сыграет произведения Людвига ван Бетховена и Вилла Лобоса.
30 января пройдет вторая встреча, на которой аудитории представят музыкальную программу по произведениям композиторов Игоря Стравинского, Джорджа Гершвина и Мориса Равеля.
По словам художественного руководителя и главного дирижера оркестра Валентина Урюпина, идея сыграть программу камерным составом лежала на поверхности. Великие шедевры классической музыки изначально были написаны для камерных ансамблей. А вид музицирования небольшим составом — своеобразная коллективная медитация, мечта об идеальном мире и содружестве людей, в котором на равных участвуют и музыканты, и слушатели, не отделенные от сцены рампой. Особенно приятно, что традиции непарадного, нешумного, но по-настоящему искреннего камерного музицирования по-прежнему имеют место в век реактивных самолетов, интернета и глобализации.
Программу для камерных концертов выбирали очень бережно. Первую встречу решили сделать по произведениям Бетховена (Септет, ор. 20) и Лобоса (Бразильская Бахиана для виолончелей).
Для второй встречи отобрали произведения трех авторов — Гершвина, Равиля и Стравинского. А именно: «Американца в Париже», «Матушку гусыню» и «Историю солдата».
— Автором этой программы смело можно назвать талантливого дирижера из Москвы Сергея Акимова, который будет дирижировать во время второго камерного концерта, мне принадлежал лишь начальный импульс. Мы решили сыграть произведения этих авторов в одной программе, поскольку Гершвин был большим поклонником Мориса Равеля и даже просил его об уроках композиции. Но Равель считал, что миру нужен Гершвин, а не второй Равель. Уникальность концерта в том, что композиции будут исполнены, уверен, впервые в Ростове, не в оригинале, а в камерных версиях. Здесь роль каждого музыканта будет более важной, более сольной, а сам оркестр из монолитного гиганта превратится в содружество индивидуальностей, — объяснил Урюпин.
Во втором отделении концерта прозвучит «Сказка о беглом солдате и черте, читаемая, играемая и танцуемая», написанная русским композитором Игорем Стравинским на исходе «русского периода» его творчества. Именно тогда появилась и «Жар-птица», и «Петрушка», и взорвавшая мир искусства, грандиозная «Весна священная» (по информации художественного руководителя РАСО, она прозвучит в исполнении оркестра в концертном сезоне 2016–2017).
Тексты программы будет читать Заслуженный артист России Николай Мальцев.
По словам Валентина Урюпина, помимо двух уже анонсированных камерных концертов, в одном из сезонов будет запущен абонемент камерной музыки, инициативу создания которого подали сами музыканты оркестра.
— Нас ждут 3 или 4 концерта, от барокко (по драйву часто превосходящего даже рок-музыку) через классику и романтику к музыке XX и XXI веков. В них кроме солистов оркестра примут, я надеюсь, и приглашенные музыканты — гости наших симфонических вечеров. Есть еще некоторые сюрпризы, о которых я пока рассказывать не буду, — прокомментировал Урюпин.
Напомним, что ближайшие камерные концерты состоятся 23 и 30 января в холле Ростовской филармонии.
Билеты в кассе филармонии: 263-35-69
Мы Вас любим и ждем!
Справочно:Камерная музыка — музыка, исполняемая небольшим коллективом. Каждую партию играет, как правило, только один инструмент, в отличие от оркестровой музыки. В XVI–XVIII веках термин «камерная музыка» применялся по отношению к любой светской музыке и противопоставлялся церковным композициям. С развитием симфонической музыки, камерной музыкой стали называть произведения, рассчитанные на небольшое количество исполнителей и ограниченный круг слушателей. В XIX–XX веках значение камерных выступлений как «концертов для избранных» постепенно отпало, и термин стал означать произведения, предназначенные для исполнения небольшими коллективами музыкантов и для малой группы слушателей.