В прошедшую пятницу, 6 ноября, Нижнетагильская филармония распахнула двери для тех, кто не боится слов «концерт для фортепиано си-бемоль минор», «симфонический оркестр», «Пётр Чайковский». Двухчасовой концерт был посвящён 175-летию со дня рождения композитора и объединил в себе выступления целого созвездия столичных музыкантов. На сцене встретились малый симфонический оркестр Нижнетагильской филармонии, дирижёр Дмитрий Поляков, лауреат международных конкурсов Овик Григорян (фортепиано) и уроженка Нижнего Тагила солистка Государственной академической симфонической капеллы Анастасия Привознова.
На вопрос, что нужно знать о Чайковском, чтобы хорошо исполнять его произведения, пианист Овик Григорян задумывается:
«Мне Чайковский интересен, прежде всего, как живой человек. Я представляю Петра Ильича по воспоминаниям его современника — Сергея Рахманинова. Он подробно описывает их общение, совместные музыкальные вечера. Реальности образу добавляет появившаяся недавно в Интернете единственная запись голоса Чайковского. Всегда, когда исполняю его музыку, пропускаю через себя переживания автора и накладываю своё отношение. Ищу, где меня трогает и задевает за живое музыка. А ещё Чайковский — начало моей личной эпохи успеха. Десять лет назад я впервые играл его концерт на выпускном в музыкальном институте им. Шнитке».
Анастасия Привознова делится воспоминаниями:
«Десять лет назад я уехала в Москву — Галина Павловна Вишневская пригласила меня к себе на стажировку, и три года я у неё отучилась. Сцену письма Татьяны, которую сегодня представляю публике, делала с Вишневской лет семь назад, когда она ещё была жива. Но, к сожалению, не спела её тогда. Сегодня была единственная часовая репетиция с тагильским оркестром, мы сыгрались и спелись».
Для того чтобы наладить связь с незнакомым оркестром, профессионалам достаточно и одной репетиции. Вся подготовительная работа артистами проводится заранее, а в день выступление дирижёр из Москвы «склеивает» выступление.
«Мы можем сработаться за репетицию. Зависит от сложности произведений, которые мы собираемся представлять, — рассказывает Дмитрий Поляков, — как дирижёр, я отвечаю за работу коллектива. Дирижёр перед выходом к музыкантам уже должен прочитать произведение и иметь некий образ. Готовится партия оркестра с дирижёром, без солиста. С симфоническим оркестром „Нижнетагильской филармонии“ предварительно привели материал в порядок. Я впервые работаю с этим коллективом. Очень большой энтузиазм отметил у музыкантов, это признак ответственного и профессионального подхода к работе. А только потом провели репетицию с солистом (кивает на Овика, — прим.ред.). Солист уже знает свою партию, и оркестр понимает свою работу — мы начинаем делать общий ансамбль. Ансамбль — это когда солист чувствует себя свободно, а дирижёр с оркестром помогает ему это сделать!»Овик Григорян добавляет:
«Такая работа предполагает совместную ответственность. Я работаю со своими десятью музыкантами (показывает свои пальцы), а дирижёр работает с оркестром. А вместе мы уже отвечаем за то впечатление, которое получит зритель от нашего концерта».
На вопрос, как же понять, что выступление состоялось, Дмитрий улыбается:
«Здесь все просто — это можно спиной почувствовать: когда композиция складывается, оркестр сыгрывается — у слушателя создается впечатление, задуманное дирижёром. Тогда и происходит Магия! Наконец-то мы подобрались к этому слову».Автор: Екатерина ТретьяковаАгентство новостей «Между строк»