X Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета угостил зрителя юбилейными сюрпризами из Европы Автор: Елена Алексеева
Фото: Марина Козлова
Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета в Ярославле отпраздновал свой 10-летний юбилей. Выступление «Quintessenza Brass», медно-духового квинтета из Италии, и специальный концерт фестиваля «Музыкальное путешествие в Бельгию» с успехом прошли на сцене Концертного зала им. Леонида Собинова Ярославской филармонии.
Сообразно дате, юбилейно подобающе, организаторы фестиваля приготовили изысканные музыкальные блюда для своего праздника, преподнеся их своему верному ярославскому слушателю.
Итальянский ансамбль «Quintessenza Brass» впервые приехал в Россию и выступил в Ярославле. Итальянская музыка Вивальди, Верди, Масканьи, Нино Рота в специально сделанных для их квинтета аранжировках или обработанных собственным валторнистом Фернандо Сервидоне, а также «Westside story» Бернстайна и классика брасса «Tuba Tiger Rag» очаровали ярославцев. После каждого из номеров, на сцену в перемешку летели мультилингвистические восторги: браво-сэнкью-молодцы-грацие. Итальянцы сразу влюбили в себя зрителей, появившись из боковой двери зала и прошествовав под собственную игру на сцену почти реальным кадром из «Амаркорд» Феллини.
Публика, действительно, была так покорена музыкантами и просто итальянскими парнями, что после концерта почти в полном составе осталась на творческую встречу с коллективом. Говорили обо всем, о музыке и не только. Каждый спрашивающий начинал с удивленного восхищения заезжими гастролерами — дескать, «вот какое в свете чудо».
Юрий Башмет и его команда, как всегда все хорошее непременно превратят еще и в полезное. Музыканты «Quintessenza Brass» были приглашены в духовую академию ярославского фестиваля, которая проходит в рамках Общероссийской программы «Юрий Башмет — молодым дарованиям России» с использованием гранта Президента Р Ф.
Фото: Ирина Штольба
В Ярославском музыкальном колледже мастер-класс членов «Quintessenza Brass» проходил в двух отделениях. Сначала это был коллективный урок пяти музыкантов одновременно. Дыхательные упражнения, тренировки с одним мундштуком, этюды для чистки интонации — все очень важно для духовиков. Совместная игра со студентами по эксклюзивным нотам «Quintessenza Brass», которые потом были подарены ребятам в личное пользование, и все происходящее заставило студентов выразить общее мнение, что так они никогда не занимались, а многое просто не знали. Затем все разошлись по конкретным инструментам в разные классы для продолжения урока мастерства от «Quintessenza Brass».
В один из дней юбилейного фестиваля Юрия Башмета над музыкальным Ярославлем развевался бельгийский флаг. Необычный, специальный проект, включающий в себя международную научно-музыкальную конференцию и концерт-антологию «Музыкальное путешествие в Бельгию», был посвящен крошечной стране, исторически находящейся на перекрестке европейских культур.
Страна, официально говорящая сегодня на трех языках, в течение полтысячелетия находилась в центре политических и религиозных потрясений Старого Света. Подвергаясь влияниям различных национальных культур, сама мощно формировала и направляла художественно-музыкальные векторы общеевропейского развития. Фламандская культура насчитывает многовековую историю и является великим наследием человечества. Возможно, осознание, в том числе, и этого факта сделало столицей нынешнего Европейского союза Брюссель, политически, экономически и культурно по-прежнему объединяющего Больших соседей.
Фото: Ирина Штольба
История бельгийской музыки в контексте всей европейской ретроспективы стала темой основного доклада международной научно-музыкальной конференции профессора университета Лёвена, члена Фламандской Академии Наук и искусств, доктора музыковедения Марка Делёра. Глубина знания материала при хорошо организованной структурированности презентации, удобной для восприятия информации, а также личные ораторские качества докладчика выстроили стройную, цельную, взаимосвязанную историко-музыкальную картину развития Бельгии, как части Европы.
Вечерний концерт «Музыкальное путешествие в Бельгию» включал в себя произведения бельгийских композиторов пяти столетий от Жоскена де Пре, «строго стиля» эпохи Ренессанса, до Жан-Люка Фафшана, мировой премьеры его симфонии «Суфийские письма». Первые два номера программы отметили временные рамки музыкального путешествия — «Ave Maria» Жоскена де Пре (1450−1521) для хора a capella в исполнении хоровой капеллы «Ярославия» и «Литании» n1 для фортепиано Карела Гуйвартса (1923−1993), сыгранной пианистом и композитором Жан-Люком Фафшаном. Романтический стиль в бельгийской музыке был представлен Анри Вьетаном (1820−1881), принадлежащим знаменитейшей скрипичной школе Бельгии. Его концерт n 5 для скрипки с оркестром прозвучал в исполнении Валерии Абрамовой и оркестра «Новая Россия» под управлением Дениса Власенко.
Фото: Ирина Штольба
Композиторы XIX века Франсуа Госсек (1734−1829) и Гийом Лекё (1870−1894) во втором отделении концерта предварили кульминацию бельгийского дня в Ярославле — мировую премьеру симфонии «Суфийские письма». Перед началом вышел автор Жан-Люк Фафшан и ввел слушателей в образный мир своей музыки, мрачноватой и по, словам композитора, не всегда приятной. Действительно, налет вагнеровского мирового зла угадывался в финале. Но по окончании симфонии Ярославцы приняли новое сочинение искренне тепло. Композитор Жан-Люк Фафшан, дирижер Денис Власенко и музыканты оркестра «Новая Россия» долго кланялись публике со сцены зала Ярославской филармонии.
Ярославский X юбилейный Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета завершил свою работу. Накануне, в филармоническом зале выступила Нино Катамадзе и группа Insight с программой «Классика встречает джаз». Специальными гостями вечера стали маэстро Башмет и его оркестр «Новая Россия». В День Победы 9 мая музыкально-драматический спектакль «Страсти по Пиковой даме» на сцене ярославского театра драмы имени Федора Волкова официально закрыл X Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета 2018.
Источник:
www.rewizor.ru