Прославленный музыкант Гидон Кремер о клоунаде, музыке и о себе
Гидон Кремер во время выступления в спектакле Славы Полунина
Фото: Нина Зотина / РИА Новости
Появившись на один вечер в Сочи в рамках международной цирковой премии «Мастер», чтобы сыграть со Славой Полуниным «Снежную симфонию», знаменитый скрипач Гидон Кремер рассказал «Ленте.ру» о союзе классической музыки с клоунадой, о Михаиле Ходорковском, о хороших плохих концах, а также о своих новых проектах на стыке с живописью и кинематографом.
Связать воедино Славу Полунина и Гидона Кремера артистов из когорты наиболее востребованных для того, чтобы они смогли вместе исполнить «Снежную симфонию», получается далеко не у всех и не всегда. Международной профессиональной цирковой премии «Мастер» это удалось: «Симфония» спектакль на базе «Снежного шоу» Полунина, обогащенного и в корне переосмысленного в союзе с Кремером и его камерным оркестром «Кремерата Балтика», была сыграна в Сочи впервые после многолетнего перерыва в России.
Асисяй, за долгие годы выросший в «Асисяище», «Блю канари» и другие знаменитые номера Полунина и его «банды клоунов» в «Снежной симфонии», живет вместе со Шнитке, Бриттеном, Пьяццолой, Канчели... На смычке Гидона Кремера качается бабочка, которую, разумеется, в конце номера изловят. А сам знаменитый скрипач однажды повернется в профиль и окажется амуром, вздымающим белый лук со стрелой. Разбрасывать спойлеры можно безнаказанно: во-первых, «Симфония» история абсолютно бессюжетная и никоим образом не равная описанию деталей. Во-вторых, у нас ее вряд ли можно будет скоро увидеть.
В следующем году знаменитому скрипачу будет 70, а его «Кремерате» 20. «Это не история, как принято говорить, предостерегающе поднимает руку Гидон Кремер, встретившись с корреспондентом „Ленты.ру“ сразу же после спектакля в Сочи. „Снежная симфония“ скорее состояние души, сплошная поэзия. Для меня этот спектакль силен тем, что хоть я и люблю театр он в данном случае обходится без слов. В нем такая гамма чувств, эмоций, ностальгии, радости, улыбки... В общем, какое-то очень положительное зерно есть в этом представлении».
«Лента.ру»: Несмотря на то, что все кончается плохо?
Гидон Кремер: Я бы так не сказал, нет.
Когда в финале из всех динамиков на полную мощность врубается Карл Орф, первый номер Carmina Burana, со сцены в упор в зал направлены десятки прожекторов, и все заваливается снегом это и есть тот самый хороший конец?
Это напоминание о том, если хотите, что жизнь коротка и каждое ее мгновение надо ценить. Думаю, мы со Славой Полуниным в этом едины. Создавая такое нельзя сказать «зрелище», не могу, лучше возьмем слово «действо», нам хотелось сказать не столько о своей печали, сколько о том, что все имеет свою обратную сторону. Помните замечательные строки Лермонтова: "Мне грустно... потому что весело тебе«?
Вячеслав Полунин и Гидон Кремер после выступления в «Снежной симфонии»
Фото: Нина Зотина / РИА Новости
И наоборот?
Конечно! В этом спектакле есть и то, и другое. Сотрудничать с таким замечательным артистом, художником, как Слава, с его коллегами радость и для меня, и для всего моего коллектива. Мы слились в одну команду и ждем каждой встречи друг с другом. Первое представление было в оперном театре Тель-Авива, потом мы были во всей Прибалтике, выступали в Калининграде, провели восемь спектаклей в Мюнхене. У «Кремераты» были гастроли в Южной Америке, но мы отменили часть программы не поехали в Мексику, в Эквадор, где нас ждали, для того чтобы присоединиться к этому празднику в Сочи. Для нас всех «Снежная симфония» очень дорога.
Слава Полунин говорил, что во время работы над «Симфонией» он истребовал у вас чуть ли не все ваши записи за многие годы.
Почти. Мы обменивались идеями, записями, в основном по интернету. Когда мы вошли в репетиционный процесс, я увидел совершенно потрясающее внимание Славиной команды к музыке серьезной, музыке неразвлекательной. И, разумеется, Гия Канчели одна из важных составных частей всей этой идеи. Он и мой друг, и Славы, он умеет вслушиваться в тишину на всех этапах Канчели был незримо с нами.
Фото: пресс-служба Российской государственной цирковой компании
Как вы воспринимаете пьесу Канчели, вошедшую в «Симфонию», как музыку из «Кин-дза-дза» Георгия Данелии или из спектакля «Гамлет» Роберта Стуруа? Основная тема успела прозвучать и там, и там.
Эта пьеса называется «Маленькая Данелиада», посвящена Данелии и мне. Пусть будет сама по себе музыка Гии Канчели. В этом минимализме проявляется его гений.
В рецензиях на вашу запись Первого скрипичного концерта Филипа Гласса, уже ставшую достоянием новой классики, упоминается «фантастическое количество проданных копий 90 тысяч во всем мире». Прошло более двух десятков лет, вы только что записали Второй концерт Гласса в совершенно изменившемся мире, где все можно скачать. Музыкант сегодня совсем не живет с дисков, только вживую, как это было до звукозаписи?
Это не так. Мы с моим коллективом уже записали 25 дисков почти за 20 лет существования и продолжаем писать. Наши последние записи еще не опубликованы и посвящены тому же автору, с которым мы в этом году были номинированы на Grammy, великому симфонисту Мечиславу Вайнбергу. Мы только что записали все его камерные симфонии. Это важный шаг в истории оркестра. Кроме того, с виолончелисткой нашего оркестра Гиедре Дирванаускайте и замечательным молодым пианистом, лауреатом конкурса Чайковского Даниилом Трифоновым мы втроем недавно записали Рахманинова. Диски еще нужны, особенно камерной музыке. Я не отчаиваюсь, я оптимист даже притом, что диски продаются меньше и все скачивают.
Фото: пресс-служба Российской государственной цирковой компании
Значит, сейчас вы в первую очередь не автор записей, а странствующий музыкант?
Нет, я и то, и другое. Хотя вы правы. Десять-одиннадцать месяцев в году я езжу, странствую. Но годы поджимают, и я думаю, что где-то надо будет нажать на тормоз.
И вы продолжите свою гражданскую активность?
Нет, я не занимаюсь политикой.
О политике никто и не говорит. С другой стороны, когда речь идет об организованных вами в начале 2010-х концертах в поддержку Михаила Ходорковского...
Я просто не могу быть равнодушным к бедам, равнодушным ко лжи, равнодушным к обиженным. Это мне не свойственно. Я страдаю вместе с ними. Если я могу внести какую-то положительную каплю, привлечь внимание к несправедливости вот это моя гражданская позиция. Я при этом не выхожу на баррикады, не устраиваю никаких скандалов это мне не свойственно по натуре. Но сказать свое маленькое слово, когда оно необходимо, я стараюсь всегда.
Вы встречались с Ходорковским после освобождения?
Один раз да.
Вам понравился ваш «подзащитный»?
Мы очень мило поужинали все, что могу сказать. Он меня поблагодарил за поддержку, а я ему пожелал сохранять тот дух, который был в нем в течение десяти лет заключения.
Многие ли музыканты первого состава «Кремераты Балтика» остались с вами за без малого два десятка лет?
Я рад, что «Кремерата» не потеряла в своем качестве за эти годы наоборот, оно даже улучшилось. Важно, однако, упомянуть, что из того первого состава с нами сейчас работают четверо из двадцати трех. Зато десять-пятнадцать человек с нами по десять лет и более. К нам постоянно приходит молодежь. Сначала средний возраст «Кремераты» был 21-22 года, сегодня наверное, 30.
Растут вместе с вами?
Может быть! Я очень рад, что новые поколения музыкантов заряжаются духом «Кремераты», и очень желаю ей будущего не только со мной, но и без меня. Поэтому я всегда рад, когда они играют с великими музыкантами нашего времени в мое отсутствие с Мартой Аргерих, Михаилом Плетневым, Даниилом Трифоновым и другими. Я ведь не дирижирую, я больше руковожу. Художественный руководитель кажется, так.
Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости
И главная скрипка.
Да, когда-то российская пресса написала: «Гидон Кремер сел в оркестр». Но я не совсем принципал (так принято называть играющих дирижеров
прим. «Ленты.ру»). Я остаюсь тем, кем был, зачинателем этого проекта. Держу пока все нитки в своих руках, но с удовольствием делюсь идеями с музыкантами оркестра, со своими друзьями. Надеюсь, на этих идеях «Кремерата» будет очень долго жить.
Например?
У нас сложился очень интересный проект с писателем и художником Максимом Кантором, условное название «Картинки с другой выставки». Идея Россия, ее маски и лица. В начале следующего сезона будут «Картины с Востока»: нашими коллегами станут сын Гии Канчели Сандро и прекрасный художник и скульптор из Сирии. Еще одна задумка громко говорить не будем, но речь идет о сотрудничестве с театром «Тень» Ильи Эпельбаума. Мы замыслили небольшую штучку по мотивам Psycho Альфреда Хичкока на музыку из этой классической ленты. Короче, у нас много сумасшедших идей.
Почти два десятка лет назад мы общались после самого первого концерта «Кремераты» в Москве, в Большом зале консерватории, и вы говорили о своей неприязни к любым формам кроссовера. Что изменилось?
А я вам и сейчас это говорю! И «Снежная симфония», и все, о чем я рассказал, это равноправное взаимодействие, а не кроссовер. Я ищу проекты, которые обогащают материю, а не облегчают ее для восприятия. Для меня кроссовер разжиженный материал, ширпотреб. То, что делаем мы, достаточно изысканно и достаточно глубоко. Я надеюсь, что мы сможем сохранить этот уровень.
Беседовал Юрий Васильевlenta.ru