Рояль в кустах
Валерий Гергиев много выступает. Теперь его позвали сделать ярким событием и «Киссингенское лето». Фото: Руслан Шамуков / ТАСС
Знаменитый фестиваль классической музыки «Киссингенское лето» (Kissinger Sommer) в курортном баварском городке Бад Киссинген к своему тридцатилетию пригласил немало российских звезд академической музыки, среди которых сопрано Ольга Перетятько, пианист Даниил Трифонов, ГАСО под управлением Владимира Юровского. А завершит его под конец июля выступление оркестра Мариинского театра с Валерием Гергиевым за пультом.
В конце мая в предваряющем фестиваль гала-концерте выступила Чечилия Бартоли, а так называемый «отзвук» раздастся там аж в октябре, когда с сольным концертом приедет легендарный китайский виртуоз Ланг Ланг.
По количеству музыкантов самого высокого класса, приглашенных на фестиваль, «Киссингенское лето» едва ли не превосходит Зальцбургский с той лишь разницей, что в Бад Киссингене не представлено театральное искусство. Зато программы симфонической, кантатно-ораторальной и особенно камерной музыки сформированы здесь с таким тщанием как в смысле подбора солистов, так и по содержательной части, что каждая претендует на безупречный эталон в своем жанре.
Здесь недопустимы пустые развлекательные гала-концерты с ариями из «Травиат» или «Кармен"Несмотря на опьяняющую курортность атмосферы в этой блаженной глуши, которая побуждает к прогулкам по благоухающим розовым аллеям или лежанию под солнцем, здесь недопустимы пустые развлекательные гала-концерты с ариями из «Травиат» или «Кармен». Если сольный концерт, то в его программе как минимум два вокальных цикла Шумана и Шуберта, а то и вовсе редко звучащие камерно-вокальные сочинения Лахнера и Шпора для голоса, кларнета и фортепиано. И поют их «первые лица» европейской индустрии академической музыки, какими были изумительный тенор Даниэль Бэле и сопрано Кристиане Карг.
Интендант фестиваля, неутомимая норвежка Кари Каль-Вольфсъегер, в прошлом журналист в области экономики с самого начала задала высочайшую планку исполнительских имен, которую, кажется, лишь поднимала все последующие годы. История фестиваля, таким образом, стала историей лучших образцов мирового исполнительского искусства, коль скоро год за годом здесь сменяли друг друга пианисты Владимир Ашкенази, Раду Лупу, Кристиан Циммерман, Андраш Шифф и Аркадий Володось, меццо-сопрано Мерилин Хорн и Вальтрауд Майер, сопрано Эдита Груберова и Катя Ричарелли, баритон Владимир Чернов, тенор Нил Шикофф, виолончелисты Борис Пергаменщиков и Мстислав Ростропович, разнообразные маэстро и еще сотня именитых музыкантов.
В программах этого года красной нитью прослеживалась гуманистическая идея скрепляющей мир международности, поддерживающая логотип фестиваля, напоминающий земной шар. Так, в концерте открытия, на котором исполнялась «Песнь о земле» Малера на стихи китайских поэтов, за дирижерским пультом перед оркестром Мюнхенской филармонии стоял Лонг Ю, а партии солистов исполнили немецкий тенор Клаус Флориан Фогт и венгерский баритон Михаэль Наги. Партию же солиста в мировой премьере Концерта для трубы с оркестром исполнила выдающаяся виртуозная англичанка Элисон Бэлсом. В распоряжении Кари были самые благодарные слушатели — обеспеченные пенсионеры, представляющие подавляющее большинство аудитории, никуда не спешащие, имеющие отменный вкус к прекрасному, готовые слушать его часами. Со стороны сцены им являлись музыканты новых поколений возраста, преимущественно, ровно противоположного, словно призванные подарить им оживляющее ощущение молодости.
Текст:
Владимир Дудинrg.ru