Екатерина Мечетина: искусство раскрывать таланты

Добавлено 23 августа 2016 muzkarta

Екатерина Мечетина (фортепиано)

Первая Международная Летняя Творческая школа собрала не только начинающих музыкантов из разных регионов России и зарубежных стран, но и лучших педагогов. Одна из наставников — Екатерина Мечетина, лауреат международных конкурсов, лауреат Премии Президента РФ для молодых деятелей культуры, солистка Московской Филармонии. С ней мы беседуем о том, как помочь юному дарованию развиться, о новом образовательном проекте ЦМШ, а также о перспективах сотрудничества с Центральной музыкальной школой.


Десятилетия назад педагоги творческих учебных заведений, спортивных школ колесили по всему Союзу в поисках одаренных детей. Благодаря подобной практике, многие талантливые ребята оказывались в нужное время у нужного наставника. К сожалению, сейчас эта традиция выявления юных гениев и виртуозов забыта. На Ваш взгляд, не многое ли мы теряем?

— Давайте заглянем в наше не очень далекое прошлое. Действительно, педагоги ведущих отечественных школ подбирали себе учеников по всей стране. Но ведь и учителя местных региональных учебных заведений были весьма компетентны: во-первых, они знали, как научить, как грамотно построить педагогический процесс. Во-вторых, они умели быстро выявить талант и понимали, как его развить: везти ли к московским специалистам или попытаться что-то сделать на месте… Что касается сегодняшнего дня, я не могу согласиться с тем, что практика поиска юных дарований совсем забыта. Многие из нас, московских педагогов, постоянно дают мастер-классы в разных городах России и за рубежом. Конечно же, мы обращаем внимание на подающих надежды ребят, даем свои рекомендации и самим ученикам, и их родителям и наставникам. Мне кажется, что любой преподаватель должен быть заинтересован в развитии своего воспитанника. Хороший, честный и ответственный педагог старается показать своих ребят на конкурсах, концертах, мастер-классах и т. д. Я абсолютно уверена, что и сейчас юные дарования не пропадают, не остаются незамеченными.

Другое дело, что иногда к педагогу попадает очень одаренный ребенок, вундеркинд, и ты понимаешь, что наставник просто не справляется с таким талантом, не знает, что и как делать. Такие ситуации я видела не раз. В подобных случаях, конечно, ребенка надо везти в Москву или Санкт-Петербург как можно скорее, чтобы не упустить время.

Среди участников нашей Летней школы было немало гостей из регионов России. В талантах некоторых ребят невозможно усомниться. Как помочь начинающим музыкантам из других областей не потерять себя, развить свой талант и добиться успеха?

 — Это, прежде всего, задача для родителей, которые должны решить, хотят ли они сами видеть своего ребенка исполнителем или нет. Как правило, подобные вопросы решаются в момент окончания музыкальной школы, когда принимается решение, идти ли дальше в творчество или отдать предпочтение чему-то еще. Музыкант — это очень сложная профессия. Родители обязательно должны помочь своему ребенку сделать правильный выбор. Никакого насилия здесь быть не должно. Нельзя пытаться реализовать какие-то свои амбиции путем принуждения или уговоров. Пусть ребенок сам ответит на самый главный вопрос: Является ли музыка тем, без чего я не смогу жить? Если да, то на что я готов ради своей мечты? Готов ли я и мои близкие на все, ради исполнения заветного желания? Одно ясно наверняка: усилий потребуется много…

На уроке у Екатерины Мечетиной в рамках проведения Летней Школы.
В этом году ЦМШ впервые провела у себя Международную Летнюю Творческую школу. Как Вы думаете, подобные проекты помогают найти ярких ребят?

— Во-первых, я думаю, что новый международный образовательный проект ЦМШ прошел очень успешно! Судя по тем впечатлением, которыми делятся участники, Летняя школа состоялась на весьма высоком уровне. Ребята в восторге: им нравятся занятия, условия, сама ЦМШ, они рады показать себя и получить новые наставления. Они готовы приехать к нам еще и на зимние каникулы, не дожидаясь следующего лета. Во-вторых, безусловно, подобный проект очень нужен, т. к. в процессе занятий одаренные дети раскрываются.

Какое у Вас сложилось впечатление от Ваших учеников?

— Не было ни одного равнодушного, и это — самое главное! Степень одаренности у всех разная. Кому-то хочется сказать: «Ты готов учиться в этой школе», кому-то могу посоветовать работать больше и усерднее. Своим подопечным объясняю, что такое ЦМШовский подход к делу. Это профессиональная совесть, когда ты не можешь себе позволить сыграть плохо, фальшиво. Всех выпускников ЦМШ учат усердно трудиться, очень аккуратно относиться к тексту произведения, к этапу его разбора. Мне кажется, этот подход, эту профессиональную совесть мы и должны нести уже нашим ученикам.

Летняя школа уже подходит к концу. Вы довольны результатами своих воспитанников?

— Многими довольна. Конечно, от некоторых моих учеников ждала более высоких результатов. Но я понимаю, работоспособность у всех разная. Интересно было бы посмотреть на своих ребят через полгода. Какие плоды дадут те семена, которые мы здесь посеяли?

Екатерина Мечетина: «В рамках проведения Летней школы работать приходилось много. Но я с удовольствием приходила каждый день в ЦМШ».
В рамках Летней школы Вы работали ежедневно, давая по 6–7 уроков. Нагрузка существенная…

— Да, уроков много. Но, наверное, это повод для радости. Значит, я действительно могу дать что-то нужное, полезное, раз столько ребят меня выбрали. Конечно, педагогический труд непростой и нелегкий, но с другой стороны, я с удовольствием нахожусь в этих стенах, встречаюсь с коллегами! С 1 сентября я — педагог ЦМШ, начну преподавать в родной школе. Пока у меня будет два ученика.

В качестве педагога Вы уже работаете в Московской консерватории. Студенты порой значительно старше ребят в ЦМШ…

 — Мои воспитанники — ученики 8 и 11 классов. Уже не малыши, требующие постоянного пристального внимания. Я знаю, как построить общение с подростками, как организовать учебный процесс, даже с учетом моей концертной деятельности. Думаю, что все у нас получится!

Фото из архивов ЦМШ.

cmsmoscow.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору