В начале октября в Екатеринбурге состоится
Второй международный музыкальный фестиваль «Евразия». О том, как делаются фестивали подобного уровня, что представляет из себя «Евразия» и какое значение имеет это событие для Урала, рассказала программный директор фестиваля, музыкальный критик, музыковед, член Правления Союза композиторов Санкт-Петербурга Гюляра Садых-заде.
– Вы являетесь известным музыкальным критиком. Расскажите, что побудило Вас попробовать новый вид деятельности?– Когда 20 лет занимаешься критикой, рано или поздно понимаешь: пора переходить в новое качество. Я побывала на многих фестивалях; за эти годы у меня накопился огромный запас наблюдений. Но главное, я поняла, какое это захватывающее занятие – формировать программы, придумывать фестиваль. Может быть, это даже интереснее, чем быть критиком. Одно дело, когда ты - пассивный наблюдатель, и оцениваешь то, что сделали другие. Другое – когда принимаешь непосредственное участие в создании чего-то нового. Поэтому когда художественный руководитель фестиваля, дирижер
Дмитрий Лисс и директор Свердловской Филармонии
Александр Колотурский пригласили меня к участию в организации фестиваля «Евразия», я очень недолго сомневалась.
Представьте себе огромный музыкальный мир, в котором везде и всюду, каждый день происходит какое-то событие. Интенданты постоянно соревнуются между собой в том, кто лучше сделает фестиваль. Они придумывают концепции, ищут молодые таланты, привлекают спонсоров, вступают в нешуточную битву за публику... И я поняла, что программные директора, интенданты занимаются не организационной, но, скорее, творческой деятельностью. Качественная программа фестиваля представляет собой, в какой-то мере, произведение искусства. Очень важно правильно составить композицию, определить, как будут пересекаться темы, перекликаться сочинения и авторы.
– Какова роль программного директора на фестивале?– Программный директор – это человек, который отбирает сочинения, исполнителей, придумывает концепт и девиз фестиваля. В этом году в качестве девиза мы выбрали известное латинское изречение – Ex oriente Lux, «Свет с Востока». В фокусе внимания окажутся многообразные перекрестные влияния, которые шли с Востока на Запад, и с Запада – на Восток.
Программный директор, оперируя наработанными связями, знаниями и музыкальной эрудицией, прикидывает, какие произведения лучше раскроют главную тему. Это долгий процесс. Когда я начала работать над программой фестиваля - а это было, примерно, полтора года назад - в первичных списках предполагаемых музыкантов было по десять пианистов, скрипачей, около двадцати оркестров.
Построение фестивальной программы – это череда проб и ошибок, закидывание удочек в разные стороны, написание тысяч писем разным директорам, переговоры с агентствами и многое другое. Но далеко не все отозвались на наш призыв. Музыканты из Европы, например, плохо знают Екатеринбург, и лететь в такую даль, на Урал, с пересадками, им страшновато. И одна из причин, по которой меня пригласили участвовать в организации «Евразии»: я знакома со многими музыкантами и интендантами. И мне они поверят скорее, чем незнакомому человеку.
На первый фестиваль «Евразия» я приехала как критик. Мне очень понравилась сама идея. И я увидела, что могу что-то подсказать, посоветовать. Руководство решило скорректировать фестиваль, сделав его более насыщенным по программам, более «европейским», чтобы он функционировал четко, как отлаженный механизм.
Общее направление деятельности определяет художественный руководитель, Дмитрий Ильич Лисс. Я помогаю в практических вещах: предоставляю списки оркестров, солистов, которые можно пригласить в Екатеринбург, что-то советую. В то же время мне дана некоторая автономия действий, за что я благодарна и Александру Колотурскому, и Дмитрию Лиссу.
– Что представляет из себя «Евразия»?– «Евразия» – это международный музыкальный фестиваль, чисто инструментальный, с преобладанием оркестровой музыки, хотя вокал может спорадически присутствовать в программах, где исполняются кантаты и оратории. Главным ньюсмейкером мероприятия является УАФО – это оркестр-резидент фестиваля. УАФО представит четыре программы в течение фестиваля: три во главе с Дмитрием Лиссом и одну, под руководством приглашенного дирижера, Бенджамина Эллина.
Так как фестиваль имеет название «Евразия», и концепция его базируется на идее диалога культур, принято решение каждый раз заказывать по новому сочинению трем композиторам: с Запада, с Востока и из России. В этом году состоится премьера произведений композиторов
Леонида Десятникова(Россия) и
Ынхва Чо (Южная Корея). Новым сочинением западного автора фестиваль в этот раз не располагает – нам попросту не хватило времени для заказа.
Я глубоко убеждена, что Екатеринбургу, городу в высшей степени продвинутому в смысле культуры, надо представлять ту музыку, которую он еще не знает, но знать должен. Наследие ХХ века – это уже классика. Почти вся музыкальная программа на «Музикфест-Берлин», с которого я только что вернулась, была сформирована вокруг таких имен как Лютославский, Шостакович, Бриттен, Яначек. Дмитрий Лисс подал идею отметить на фестивале юбилей Бриттена. 11 октября впервые в России будет исполнена его «Весенняя симфония».
Фестиваль «Евразия» – это, в некотором роде, музыкальное исследование образа Востока в сознании европейца. Наши поэтические представления о Востоке имеют очень мало общего с реальностью. Конечно, каждый интерпретирует реальность в соответствии с собственным опытом, с теми культурными кодами и паролями, которым он обучен с детства. Фестиваль же призван сломать привычные представления, приблизить нас к пониманию аутентичного Востока.
Многообразные влияния Востока на западную культуру и цивилизацию не прерывались веками: это заметно в живописи, музыке, архитектуре, в культуре в целом. Обратное же влияние прорезалось гораздо позже – с появлением колоний, затем в ХХ веке, особенно же после второй мировой войны.
Словом, Восток в европейской культуре – это неисчерпаемая тема. Надо открыться ей навстречу, и попытаться понять самих себя, свою культуру через «чужое» - то, что мы привычно объединяем понятием «Восток».
http://www.gosrf.ru/news/11567/