Мода на актуализацию классики не проходит. Доказательством тому служат не только скандальные премьеры Большого театра. В рамках
III Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство» состоялся концерт под названием «П. И. Чайковский. «Детский альбом» - 130 лет спустя».
Организаторы проекта предложили молодым российским композиторам сыграть в опасную и увлекательную игру-диалог с самим Петром Ильичём, покуситься на знакомый с пелёнок текст «Детского альбома», на эту несокрушимую святыню для каждого музыканта. Было предложено два варианта: либо написать свою пьесу по мотивам цикла Чайковского, либо задействовать уже имеющийся шедевр с точки зрения собственного композиторского стиля. Главным условием был сохранение хронометража произведения таким, как и у Петра Ильича. Задача, надо сказать, не из лёгких. Ведь никогда не знаешь, где проходят эти деликатные границы между откровенным вандализмом и вдохновенным интерпретаторством.
Сама идея принадлежит композитору Сергею Зятькову, апробирована была в городе Чайковском на одном из концертов проходящей здесь Академии для молодых композиторов. И вот пока население всей страны было занято проблемами экономического кризиса, глобального потепления и обустройством бункеров на случай конца света, горстка энтузиастов трудилась над созданием нового бестселлера - «Детского альбома XXI века». Концерт-акция строится по такому принципу: сначала звучит произведение собственно Чайковского, потом «слово» предоставляется современному автору, его инварианту (читай, инновационной версии).
Диалог с классиком русской композиторской школы обернулся сеансом психоанализа. Послушав эти пьесы, можно было с филигранной точностью определить, кто из авторов, как и чем страдал в детстве, о чём мечтал и что ненавидел. Пьесы меланхолично мелькали, как кадры ретроспективы. Так что же представляет собой грёза ребёнка XXI века, вот что играет поколение next и о чём грустит?
Перед концертом я спросила Сергея Кима, автора пьес «Гонки» и «Марш деревянных солдатиков», какие задачи он перед собой ставил, участвуя в этом проекте.
Сергей Ким: «Я хотел привлечь внимание детей к современной академической музыке. Например, сегодня уже никто не играет в лошадки, поэтому я заменил это игровое движение на более современное и понятное нашему поколению – Racing, гонки». Звукопись пьесы молодого автора с точностью до асфальтового скрежета передаёт драйв езды спорткаров.
Совершенно иной убедительный слепок реальности продемонстрировала Полина Назайкинская. Моцартовская грация «Зимнего утра» и гармоническая прелесть «Вальса» остаются в памяти слушателя, как по-настоящему, в хорошем смысле, красивая музыка. И здесь нечего стесняться. К этой иной реальности, не шумовой, принадлежат и пьесы Александра Маноцкова («Руки под краном» и «Жаворонок»). Работа в театре и кино не прошла для композитора бесследно. При прослушивании его пьес возникает абсолютно зримое ощущение образа.
Георгий Дорохов, этот Халк от искусства, крушащий всё на своём пути, на самом деле подлинное дитя своей страны, не привыкшей к компромиссам, не изменил себе и в «Детском альбоме». Алексей Сюмак в «Похоронах куклы» заставил одиноко плакать несчастный кларнет, а Юрий Акбалькан, уверенный последователь Кейджа, и тут устроил акцию спорного характера, но изрядно повеселившую публику. «Фабрика игрушек» была им понята буквально и по грифам виолончели активно ползали роботы-жуки и электрострекозы.
Совершенство требует кропотливого труда. Часы, дни, годы подготовки ради одного яркого момента — выступления, которое делает мир другим. Музыканты Московского ансамбля современной музыки знают об этом не понаслышке. Своё выступление они провели блестяще, непосредственно и трогательно.
Писатель Тетерский однажды заметил: «Свойства человеческой памяти удивительны до идиотизма». Казалось бы, вот ещё только вчера мы стремились стать поскорее взрослыми, спешили жить и любить, как сегодня уже со слезами на глазах готовы ностальгировать по тем незабвенным временам, что зовутся детством. Концерт «Детский альбом» - 130 лет спустя», кажется, всех на полтора часа вернул в счастливые года. Такого весёлого и увлекательного действа на вечерах современной музыки не было уже давно. Никто не гнался за высокими смыслами, за серьёзностью замысла, даже неполадки в виде падающего прожектора и саркастической реплики режиссёра, невпопад возникшей в отзвуке аккорда, детский непосредственный шёпот, - всё это создало неповторимую атмосферу концерта, который, я уверена, запомнится надолго.
Елена Кравцун
Комментарии
Марина, 15 февраля 2013:
Здорово! Хотелось бы послушать и запись получить.