«Большое „Ща“ русской музыки! Беспощадна новая его музыка — мощная, щемящая, прищуренная от боли или от смеха. Ещё, Щедрин, ещё!», — написал о нём когда-то Андрей Вознесенский. Из всего, что сказано о Щедрине, это, пожалуй, самое экстравагантное.
Два мощных концерта в его честь (в день его рождения и накануне) были устроены в Москве в Зале имени П. И. Чайковского. Поздравляли его музыканты величины сопоставимой с Щедринской.
Три афиши в ряд! Разные числа, разные исполнители, но один композитор и один автограф. Юбилей Родиона Щедрина отмечают, кажется, всем музыкальным миром. Зал имени П. И. Чайковского расчитан на полторы тысячи мест, и нет ни одного свободного. Два дня подряд идут долгожданные концерты, звучат фрагменты лучших сочинений маэстро. Им же отобранные. Два дня подряд на сцену выходят его друзья, почитатели и он сам.
Поток поздравлений и оваций начался накануне юбилея. Открыл серию праздничных концертов сам маэстро. На сцену вышел с давним другом, виолончелистом Мишей Майским.
«Это честь такая, что, честно говоря, даже чувствуя себя как-то неловко. Но конечно, я очень горд и счастлив, что удалось с ним лично сыграть и первое исполнение, и здесь сегодня тоже», — отметил виолончелист Миша Майский.
Родион Щедрин создал 7 опер, 5 балетов, 3 симфонии, 14 концертов — и это не полный список его сочинений. Несколько дней назад он закончил «Сочинение для хора. А капелла». И останавливаться не собирается.
«Родиона Константиновича отличает профессиональное долголетие, потому что он постоянно приглашает на премьеры. Ольга Юрьевна, приезжайте на „Рождественскую сказку“, приезжайте на „Боярыню Морозову“. Он постоянно рассказывает», — сказала заместитель председателя Правительства Р Ф Ольга Голодец.
В программе концерта симфоническая музыка перемешалась с камерной, вокалом и с игрой в 4 руки. Так когда-то было при русском музыкальном обществе, в котором состояли Рубинштейн, Чайковский, Зилоти.
Зал взрывался аплодисментами каждые 10 минут. Маэстро, если был не на сцене, находился за нею. Он не видим залу, но осязаем. Ловил каждый звук, каждую ноту, им написанную.
С теми же словами благодарности — на следующий день. Уже не в качестве исполнителя, а слушателя, но все равно на сцене. Свой юбилей маэстро встречает с теми, кто восхищается его талантом. Дирижирует в этот вечер Валерий Гергиев, с которым композитор сотрудничает больше 35-ти лет.
«Я начинал совсем мальчишкой, дирижировал «Коньком — Горбунком». Уже тогда понял, с каким мастером столкнулся — и не только я, в весь театр. Вы помните те уроки, которые вы мне давали?- вопрошает дирижёр, народный артист Р Ф Валерий Гергиев.
Родион Щедрин отвечает ему, что это были совместные уроки.
Музыка Щедрина в Мариинском звучит часто. Несколько сочинений маэстро написал специально для труппы театра. В репертуаре появилась даже легендарная «Кармен-сюита». Ее Щедрин написал по просьбе любимой жены, Майи Плисецкой. В итоге, так называемый, экстракт знаменитой оперы Бизе, собранный Родионом Щедриным, стал известен всем. «Кармен-сюиту» в мире играют каждый день.
«С радостной тревогой я себя чувствую. Для меня это высочайшая радость, высочайшая честь. Я бесконечно горд и счастлив», — признается юбиляр.
Эти концерты положили начало целой серии выступлений. В этом же зале еще прозвучат фрагменты опер, концерты, оратории. Юбиляр на месте сидеть не собирается — сегодня уезжает в Мюнхен, где тоже ждут цикла праздничных концертов.
Источник:
tvkultura.ru