Недавно состоялось событие, знаковое для каждого культурного жителя города: в Тюмени наконец-то появится собственный симфонический оркестр, по уровню подготовки и музыкального мастерства способный посоперничать с ведущими оркестрами мира.
Дирижер Евгений Шестаков
О задачах, стоящих перед оркестром, и творческих планах рассказали директор департамента по культуре администрации Тюменской области Юлия Шакурская, глава Тюменского концертно-театрального объединения, заслуженный артист Российской Федерации Михаил Бирман и главный дирижёр, художественный руководитель Тюменского Государственного Симфонического оркестра, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Евгений Шестаков.Об идее создания Тюменского Государственного Симфонического оркестраЮлия Шакурская: О Тюменском Государственном Симфоническом оркестре говорили очень давно, но преимущественно как о проекте текущего года, одном из главных проектов концертно-театрального объединения. Сейчас он в официальном старте, потому что уже прошла рабочая встреча и состоялась непосредственная репетиция с набранным составом оркестра. Теперь мы ждём от нашего «творческого ребёнка» первых шагов. И уже скоро эти первые шаги состоятся, в Большом зале филармонии состоится первый совместный творческий проект, который музыканты представят нашей весьма искушённой тюменской публике.
Наша тюменская публика очень филармонична, с высоким культурологическим уровнем, поэтому музыканты приехали не просто в один из сибирских городов, но город с очень высоким уровнем культуры. Первый проект состоится с участием Дениса Мацуева — человека, с которым мы очень давно сотрудничаем, который нас поддержал и согласился презентовать это мероприятие. Мы желаем им доброго творческого пути и ожидаем бурного аншлага на одном из первых концертов. Мы ждём профессиональных откликов от журналистов как людей с высоким уровнем культуры, с хорошим чувством слуха, ожидаем хороших отзывов от их читателей и слушателей радиостанций, дабы творчество музыкантов оправдало наши ожидания.
Михаил Бирман: Мы не только долго продумывали сам процесс создания ТГСО, как он будет существовать, но и подготавливали слушательскую аудиторию, потому что за 10 — 15 лет вокруг филармонии сформировано целое сообщество, высококвалифицированная публика, принимающая участие во всех мероприятиях. Поэтому в Тюмени к такому событию давно готовы. Пробел в нашем музыкальном искусстве, в нашей культуре, надеемся, благодаря ТГСО будет заполнен.
Была проведена масштабная конкурсная работа — в апреле прослушивали музыкантов со всех уголков России, в основной состав нашли очень талантливые молодые исполнители, чей средний возраст — 27 лет. Все имеют высшее музыкальное образование, лауреатские звания. По составу принято компромиссное решение — тройной состав оркестра, с которым мы уже можем играть программу, но в будущем он будет расширен до 100 — 105 человек, как принято во всех ведущих симфонических оркестрах мира. Сейчас в оркестре — 64 человека. С момента приезда молодых музыкантов начинается новое летоисчисление в музыкальной летописи Тюмени. Наша музыкальная жизнь разделилась на две половины: до создания оркестра и после.
Репертуар, который мы сейчас продумываем, расписан далеко вперёд и уже можно смело писать на афишах «Впервые в Тюмени», потому что подобные вещи не могли звучать без оркестра и рамки музыки поистине расширятся. У всех жителей Тюмени, наших благодарных слушателей, есть прекрасная возможность услышать новую музыку, потому что у всех оркестров, которые к нам приезжали, репертуар практически один и тот же. Если Чайковский — Пятая симфония, Шостакович — тоже Пятая симфония. Оркестры, конечно, старались играть, так сказать, «классическую поп-музыку», потому много произведений осталось за рамками. Событие чрезвычайно важное и хотелось бы всех поздравить с этим музыкальным пиршеством. Конечно, удовольствие дорогое, но правительство Тюменской области пошло нам навстречу, невзирая на тяжёлую экономическую ситуацию, прекрасно понимая главную задачу: развитие культуры должно идти именно этим путём. Мы очень хотим, чтобы наш оркестр был востребован, чтобы его полюбили и ходили на все концерты слушать музыку и открывать неизведанное.
Главный дирижёр и художественный руководитель ТГСО, Евгений Иванович Шестаков, руководил Одесским симфоническим оркестром, долгое время являлся главным дирижёром Омского академического симфонического оркестра и теперь, по рекомендации многих личностей, известных в музыкальном мире, он оказался в Тюмени и мы очень надеемся на долгое плодотворное сотрудничество.
О составе ТГСОЕвгений Шестаков: Мы хотим, чтобы оркестр был другим. Имел «своё лицо», был абсолютно профессионален. В своё время мы провели гигантскую работу и нам писали люди из Дании, Франции, Индии и многих других стран. Есть у нас в оркестре просто уникальнейший специалист из Казахстана, который, правда, сейчас является гражданином Канады — мы сейчас работаем со всеми нужными документами и структурами. Так что первый состав получился интернациональным.
Также хочется, чтобы все талантливые люди, когда-либо работавшие в Тюмени, по возможности вернулись сюда. У нас в оркестре семь человек из Тюмени и двое из Сургута. Мы их всех взяли, потому что это блестящие музыканты, играющие на уровне престижнейших конкурсов. Кроме того, есть в оркестре музыканты из Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска, Саратова, Ростова-на-Дону, Уфы, Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Монреаля и других городов. Практически почти во всех этих городах имеются консерватории.
Мы работали с каждым музыкантом, смотрели возможности его профессионального роста, потому что только по конкурсу их невозможно определить.
Все очень довольны городом, его архитектурой, отношением к ним. Сейчас музыканты живут в одной гостинице, пока не найдено постоянное жильё. Вопросы, связанные с этим, мы в настоящее время решаем с департаментом по культуре. Здесь уникальные условия для регионального оркестра и мы можем сказать одно: коллектив такого уровня в России ещё не создавался никогда.
Вообще очень хочется, чтобы в Тюмени был свой симфонический оркестр, чтобы о нём знал любой человек, был в курсе всех его выступлений, всех концертных программ. Чтобы все тюменцы просто так спрашивали, общались: «А Вы были на концерте? А как они сыграли Первую симфонию Рахманинова? А вот мне первая часть не понравилась. А как Вам солист симфонического оркестра? А Вы знаете, как-то он на этот раз сыграл не в такт». Хочется, чтобы подобные разговоры стали нормой.
При отборе произведений для конкурсной программы были прослушаны и отсмотрены программы более 200 оркестров, потому итоговая программа была суперсложная. В первом туре они играли свои суперсложные программы, во втором — огромное количество сложных оркестровых партий. Даже в Санкт-Петербурге ходила шутка, что программы, которые играют музыканты, не сыграет ни один музыкант Мариинского оркестра. Мы выбрали самых ведущих музыкантов России для участия в жюри конкурса. Так, например, Юрий Лаевский, виолончелист, игравший у Спивакова и Темирканова, один из ведущих концертмейстеров России, сидел у нас в жюри. Или президент гильдии трубачей, ради партии трубы которого специально ходили на балет «Спартак» в Большой театр, Вячеслав Прокопов.
Юлия Шакурская: Так же одной из задач создания ТГСО является подготовка творческих кадров на территории Тюменской области. Сейчас большое внимание уделяется эстетическому воспитанию детей и благодаря замечательным музыкальным инструментам для оркестра пополняется и материальная база наших школ. И одной из задач, поставленной перед соискателями в оркестр, была передача своих навыков, полученных в ведущих консерваториях, уже на территории области. Мы решаем задачу формирования собственных профессиональных музыкальных кадров и уже проведена встреча с Тюменским институтом культуры. Каждый оркестрант будет заниматься со студентами института культуры и, в частности, колледжа искусств, учащимися музыкальных школ. И будущим проектом являются первые шаги к реализации детской филармонии, о котором мы много говорим и теперь появляется шанс на реализацию этого начинания. Теперь в наших школах будет учиться ещё интереснее благодаря уникальным педагогам и творческим мастер-классам.
О репертуаре ТГСОЕвгений Шестаков: Все запланированные мероприятия уже озвучены, на них имеются соответствующие абонементы и продаются билеты.
Первый концерт состоится 5 декабря. Мероприятие называется «Классика и джаз», в нём примет участие Даниил Крамер, хорошо известный в Тюмени пианист. Первое отделение концерта будет посвящено Моцарту, во втором сыграют «Голубую рапсодию» Гершвина и «Прелюдию» Спайсмана (Билли «Спайсман» Паттерсон — прим. Nashgorod.ru). Примерно 400 билетов на концерт и половина зала уже продана.
Мы с Михаилом Михайловичем рассматривали каждого солиста и каждую программу, смотрели, звучало это когда-либо в Тюмени или нет. А если говорить про эксперименты… База для симфонического оркестра — это классическая музыка XVII — XX веков. Мы сыграем Баха, Моцарта, Шопена, Листа, Вагнера, разумеется, наших композиторов: Рахманинова, Чайковского, Мусоргского. Не забудем и про классиков прошлого века: Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна. Может прозвучать и Шнитке.
12 июня, в День России, будет просто уникальная постановка Анатолия Прокофьева «Иван Грозный» с музыкой из знаменитого кинофильма Эйзенштейна. Конечно, будет и Денис Мацуев, а что бы он, простите за вольность, не играл, это всегда будет праздником. И там, разумеется, будут молодые исполнители, которых он всегда приглашает. Будут самые сложные сочинения русской симфонической музыки. Каждое сочинение — прыжок в четыре оборота. Например, увертюра к опере «Руслан и Людмила»: предельно виртуозное исполнение. Или увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского — очень сложное произведение, длящееся 23 минуты. Или «Испанское каприччио» Римского-Корсакова. И нужно, чтобы оркестр играл всеми красками, всей палитрой. Разумеется, мы сыграем «Половецкие пляски». Во втором отделении планируется «Первый концерт» Чайковского. Будут уникальные исполнители: труба, виолончель, рояль. Готовятся специальные сюрпризы для Тюмени.
После всех этих мощных концертов будет играть тончайший мастер, просто поэт рояля, пианист, известный в Европе и Америке. Он играет только в Новосибирске и Тюмени. Его фамилия Палей и представит он программу, которая почти не играется. Она будет весьма интересна публике — Шопен «Концерт № 1» и «Концерт № 2».
Затем оркестр сыграет с недавним победителем конкурса Чайковского Дмитрием Маслеевым. Скорее всего, это будет один из концертов Рахманинова и одна из симфоний Чайковского.
Михаил Бирман: Если уж говорить об экспериментах как таковых… В феврале оркестр сыграет рок-музыку, исполнив композиции группы Metallica.
Об особенностях работы с коллективомЕвгений Шестаков: В искусстве демократия не всегда возможна. Как определять интонацию, ритмический строй? Путём коллективного голосования? И принимать решения должен здесь один человек. Если кто работает хорошо, то с ним работаем, если плохо — с ним надо расстаться. Да, дирижёр иногда бывает жёсткий, даже жестокий, но в этой профессии по-другому никак нельзя, категорически. У каждого музыканта свои сформировавшиеся творческие взгляды и необходимо так их переплавить, чтобы получить то, что нужно дирижёру, что он должен услышать.
Если брать известных музыкантов: Герберт фон Караян, уникальнейший исполнитель, великолепный музыкант, но он не исполнял многих произведений. Или Евгений Александрович Мравинский, которым до сих пор восхищаемся. Он играл Шостаковича, Чайковского, других композиторов, но в последние годы он никому не аккомпанировал совершенно, делал то, что считал нужным. И это правильно, потому что он разумно себя ограничил, поставил себя в конкретные рамки.
Я очень волнуюсь, но надеюсь, что мы добьёмся нужного результата, и у нас многое получится.
Александр Ляхов,
журналист
www.nashgorod.ru