Известный музыкант и дирижер рассказал «Гудку» о программе зимнего международного фестиваля искусств, открывающегося в Сочи, о совместных проектах с рокерами и драматическими артистами и о магии классической музыки
фото: Антон Тушин/ТАСС / Gudok.ru
— Юрий Абрамович, в чем особенность нынешнего фестиваля?— На нем будет представлено все лучшее, что было за 10 лет, и прозвучат две мировые премьеры концерта для альта: над одной из них работал молодой автор Кузьма Бодров, над другой — японский композитор Ацухико Гондаян. Будет отдельная премьера спектакля «Севильский цирюльник» в постановке Виктора Крамера, режиссера который поставил спектакль «Не покидай свою планету» с Хабенским. Трудно назвать эту постановку классической оперой. 13-метровые декорации в конце спектакля начнут производить настоящее сухое красное вино, которое мы будем раздавать зрителям. И еще мы уделим внимание образовательным проектам.
— 9 февраля вы получили правительственную премию в области культуры за прошлый год. Вас наградили и за то, что вы создали первый в истории нашей страны Всероссийский юношеский симфонический оркестр, который выступал на закрытии Олимпиады. Возьмете ли его на фестиваль? — Конечно. Он будет выступать на закрытии фестиваля. Оркестр — дорогое удовольствие. И ответственное. Он не может быть постоянно действующим коллективом, потому что там играют ребята в возрасте от 10 до 22 лет. И не всех могут отпустить из школ, училищ. С другой стороны, родители и учителя мечтают, чтобы их дети играли в таком оркестре. Если ребенок чем-то увлечен, он быстрее приобретет профессию. И, кроме того, оркестр — учебник жизни, потому что нужно соответствовать, проявлять себя, понимать, что твоя роль не просто сопутствующая, но активная.
Мы проводим прослушивания почти в каждом российском городе. В этом году канал «Культура» записывал наши отборы и собирается сделать сериал о прослушиваниях в каждом городе.
— Наверное, попадается немало ребят с амбициями. В России слово «амбиции» имеет негативный оттенок, за рубежом, наоборот, положительный. А для вас оно какое? — Скорее, положительное. Если бы у меня не было амбиций, я бы никогда не смог решиться играть на альте сольно, как в России, так и в других странах. До меня не было подобных концертов в Большом зале Московской консерватории или Санкт-Петербургской филармонии.
— Знаю, что ваш альт создал легендарный итальянский мастер Паоло Тесторе, который в свое время делал скрипки для Моцарта. Как инструмент попал к вам?
— В 1971 году, когда я учился на первом курсе консерватории, профессор Борисовский говорил мне: «Тебе нужен хороший инструмент. Ищи». И однажды мне приснился сон. Я стою на сцене и играю на прекрасном инструменте, чувствую его тембр, и вижу в зале двух женщин. Одна другой шепотом говорит: «Ах, какой инструмент!» А вторая кивает. Я проснулся в общежитии консерватории на Малой Грузинской и отправился завтракать. В буфете меня дожидалась записка. Профессор Борисовский просил срочно ему перезвонить. Когда я набрал его номер, услышал: «Приезжай! Твой итальяшка тебя ждет». С альтом у нас до сих пор душевный союз.
— Вы позвали на фестиваль Диану Арбенину. Сергей Шнуров пел под ваш аккомпанемент. Чем вам интересны рок-музыканты?— Ну, еще мне интересен актер Константин Хабенский. Наш общий спектакль «Не покидай свою планету» по мотивам «Маленького принца» Сент-Экзюпери торжественно марширует по российским городам и, кстати, на фестивале тоже будет показан. Шнуров и Арбенина — потрясающе талантливые люди. Их искусство привлекает тысячи зрителей. За тем, как они поют, говорят, интересно наблюдать. А симфонический оркестр — мощная краска к их выступлениям.
— Экономический кризис не ощущаете?— Кризис есть всегда. О нем лишь официально объявляют. Но есть такое выражение: «кризис в голове». Все зависит от того, как воспринимаешь происходящее. Возьмем нас, музыкантов. Для чего мы выходим на сцену? Заработать или донести до зрителей что-то важное? Если мы преследуем вторую цель, то от того, что станет меньше бюджет, хуже выступать мы не станем. Вне зависимости от обстоятельств, нужно честно выполнять свое дело. И не быть безразличным к нему.
— Стрессовых ситуаций хватает, а классическая музыка, как известно, лечит. Какие произведения порекомендуете для того, чтобы восстановить душевное равновесие, и, наоборот, для бодрости духа?— Все зависит от сиюминутного состояния. Вот Моцарт. Он для бодрости или для равновесия?! Или для сострадания и размышления?! Конечно, для меня, как, я уверен, и для каждого, классическая музыка — это огромные миры, куда можно погрузиться с любыми проблемами: радостью, печалью, желанием быть услышанным, надеждой. И ты многое по-настоящему поймешь и переосмыслишь. В этом и заключается главная сила искусства в принципе и классической музыки, прежде всего. Чистая эмоция, направленная прямо в сердце.
Евгения Заболотскихwww.gudok.ru