Один из самых известных в мире дирижеров и альтистов Юрий Башмет в интервью «Вслух о главном» рассказал о том, почему мало занимался с дочерью музыкой, зачем нужны фестивали и какое лицо у тюменской «Алябьевской осени». Также маэстро поведал, как притворился Алем Пачино и почему его появление на сцене заставило упасть со стула Джека Николсона.Дирижируешь — и боишься повернуться
— Юрий Абрамович, вы не раз принимали участие в фестивале «Алябьевская осень». Он не проводился пять лет. Одной из причин называлось то, что появились другие музыкальные праздники: «Фестиваль Дениса Мацуева», «Лето в Тобольском кремле», и этот якобы стал неактуален. Такое часто случается с фестивалями?— Чем отличаются фестивали? Каждый имеет свое лицо: либо проходит на родине знаменитого композитора, либо в других примечательных местах, либо привязан к какой-тознаменательной дате и т. д. Есть среди них уникальные — например, «Декабрьские вечера» в Москве, где музыка сочетается с живописью.
У фестиваля должен быть «мотор». Если те люди, которые его придумали, уходят по каким-либо причинам, значит, должны передать проведение фестиваля другим. Фестиваль не может устареть. Он может потерять актуальность только в том случае, если на нем выступают постоянно одни и те же коллективы, исполнители или программа перестает вызывать интерес.
— Вы сказали о том, что у каждого фестиваля свое лицо. Какое оно, на ваш взгляд, у «Алябьевской осени»?— Алябьев сразу ассоциируется с романсом «Соловей». Интересный факт: на рояле в доме, где родился Петр Ильич Чайковский, стоят ноты именно этого произведения. Сейчас служители музея композитора показывают письма, которые подтверждают, что ноты стоят там не просто так. Это было любимое произведение Чайковского.
— Формируя программу, важно сохранять связь с биографией и творчеством композитора, которому посвящен музыкальный фестиваль?— Не обязательно. Мне кажется, что можно искать другие пути. Допустим, оттолкнуться от того, кто оказал влияние на этого композитора, или от того, на кого он повлиял. А сколько лет вашему фестивалю?
— Проходит в двадцать шестой раз.— Ну, это немного. Я знаю фестивали, которым и по 70, и по 90 лет. Все зависит от людей, от их заинтересованности. Например, мне известны случаи, когда директор музыкальной школы настолько жила музыкой и фестивалем, что благодаря ее энтузиазму фестиваль возродили.
— Вы отмечали, что сейчас за рубежом прекращают финансирование оркестров, как в Италии. А во Франции, в известном парижском концертном зале «Плейель», закрыли абонементы классической музыки. С таким отношением к искусству нужно бороться? Или в экономически сложные времена культура — не первая потребность в жизни людей?— Это первая потребность. Просто люди так увлекаются своей прямой деятельностью — бизнесом, работой, что отрываются от остального. Но все равно без культуры в итоге и бизнес не пойдет. Опять же знаю много примеров. Надо свое дело исполнять честно. Мы профессионалы, но главное, что нас отличает, — мы продолжаем любить музыку. Не должно быть безразличных профессионалов.
— Музыку вообще невозможно сравнивать с работой в офисе. Ей сложно заниматься по графику, без вдохновения, разве нет?— Надо всегда импровизировать, иначе станет скучно. И тогда вы, в зале, тоже заскучаете, если на сцене кто-то недостаточно ответственно подготовится или, что называется, спустя рукава, безэмоционально сыграет. Такое выступление равносильно убийству, потому что в зале может сидеть будущий Шостакович или Моцарт.
— Как раз по поводу гениев: сейчас многие учебные заведения упраздняют, объединяют в большие образовательные комплексы. Как вы думаете, не повредит ли такой подход тому, что только удалось возродить после сложных 1990-х?— Люди, которые принимают решение об объединении, наверное, взвешивают все «за» и «против». А вот по поводу 1990-х — я не заметил в те годы упадка в музыкальной жизни. По крайней мере, я лично. Может, кто-то и заметил. Я сужу по уровню студентов, поступающих в Московскую консерваторию. Это всегда происходило волнообразно: год на год не приходится. Бывает несколько замечательных, очень талантливых людей, а бывает, что нет ни одного такого, чтоб можно было представить, что он вырастет в большого музыканта.
И сейчас я очень хорошо представляю себе уровень детского музыкального образования в нашей стране, поскольку мы прослушиваем детские школы и колледжи для отбора музыкантов во Всероссийский юношеский симфонический оркестр. В одном городе, к примеру, сильные ударники, потому что там живет фанатичный, любящий свой инструмент педагог.
Поэтому не важно, объединяются школы или нет. Все зависит от человека, который с любовью занимается своим делом. В Екатеринбурге очень высокий уровень флейтистов, в других городах — трубачей, скрипачей и т. д. У нас традиционно плохо обстоит дело с обучением игре на валторне, например. Когда музыкант не берет ноты, это называется «кикс». Такое не только среди молодежи наблюдается, но и у профессионалов. Дирижируешь, и предстоит соло валторны: даже боишься повернуться. Все время есть опасение, что сыграет мимо — «петуха пустит».
Музыкант должен соблюдать этику
— Ваш внук получает музыкальное образование по классу скрипки, дочь — профессиональная пианистка. Вы им свой опыт передавали, занимались с внуком, дочкой?— Очень редко занимался. Хотя с дочкой я довольно часто выступаю вместе. Она изумительная пианистка, лауреат нескольких международных конкурсов. У нее очень хороший вкус и прекрасное образование.
— А вы не вмешивались в процесс ее обучения?— Редко. Хотя ей очень нравились наши занятия. Я на рояле тоже немножко играю, но, конечно, моя дочь играет намного лучше. Когда она была маленькая, я мог подсказать больше по музыке, а не по технике. Например, что недостаточно мягко звучит, надо вес руки уменьшить или бас несбалансированный. Но это было в детстве. Сейчас очень люблю с ней играть. У меня несколько музыкантов, с которыми очень приятно находиться на сцене, потому что мы друг друга дополняем, говорим на одном языке.
— Кроме вашей дочери кто еще?— Виктор Третьяков, покойный Олег Коган, его жена Наталия Гутман. Из дирижеров это Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Александр Дмитриев. У меня такое впечатление, что когда я работаю с ними, то играю лучше, чем могу. Усилитель какой-то включается.
— Вы сами дирижер. Когда находитесь на месте солиста, не возникает внутренних противоречий? К примеру: «Что это Валерий Гергиев так дирижирует? Я бы по-другому попросил оркестр сыграть».— Я отдаю себе отчет, какие задачи стоят перед дирижером при исполнении произведения. Тут лучше соблюдать этику. Я как раз очень не люблю солистов, которые обращаются к оркестру напрямую. Солист, если ему что-то не нравится или неудобно, должен сначала обратиться к дирижеру, причем тихо, а тот уже передаст это оркестру.
— А много таких, кто не соблюдает этику?— Есть.
— И вы продолжаете с ними выступать?— Да, продолжаю. Просто тут ничего не сделаешь — человек такой, натура такая. Его не переучишь.
Не может Аль Пачино сыграть на альте, как Юрий Башмет
— Есть веселая история о том, как, глядя на вас, со стула упал Джек Николсон. Это правда?— Я по просьбе моего друга Никиты Михалкова принимал участие в открытии Московского кинофестиваля. Сам тогда находился где-то далеко, и за мной специально присылали самолет. Прилетел, меня тут же Никита отправил в гримерную. У меня длинные волосы, их как-то зачесали, уложили, на меня надели черное пальто до пола, темные очки, а мой инструмент — альт — спрятали под пальто. Дальше я доверился Никите: он объявил в зал, что здесь на первых рядах сидит один известный актер, здесь — другой, а вот — Джек Николсон. И вот Михалков говорит, что неожиданно прилетел Аль Пачино. Тут я выхожу. Не помню, упал Николсон со стула или нет, но какое-то оживление пронеслось по залу. Все, конечно, зааплодировали, закричали. Тогда Никита Михалков говорит: «Однако не может Аль Пачино сыграть на альте так, как Юрий Башмет». Я достаю свой альт из-под пальто и начинаю играть.
— Вы так легко согласились на эту авантюру?— Я очень люблю оживляющие жизнь истории. У меня их много.
— Поэтому, наверное, и импровизации так любите?— Очень люблю. Мы одинаково еще ни разу не сыграли, даже то, что очень часто исполняли на сцене. Есть основа, скелет произведения, но все остальное… Это мой принцип — и когда в качестве солиста выступаю, и как дирижер с оркестром. Я не считаю, что сцена — конечный продукт. Это не то, что пошел, купил, и у тебя эта вещь осталась. Взял, выучил — и вот, пожалуйста, играешь, а вы слушайте. Уверен, что сцена, как жар-птица, — всякий раз новый этап в достижении какой-то выдуманной фантазии, идеи, мечты. И если что-тополучается, то уже трудно повторить этот же путь. Есть такой концерт, к которому любой исполнитель идет всю жизнь и который еще не состоялся. Цель — чтобы все получилось идеально. Я тоже к этому стремлюсь, но боюсь. То есть хочу, но в то же время боюсь, что все получится так, как только можно мечтать.
ДАРЬЯ ВЛАСОВАwww.vsluh.ru