Статья, вышедшая после программы «Здравствуйте, господин Гендель!» в музыкальном журнале «Музыкальный клондайк» за март 2015.
Думаю, каждый из вас сумеет припомнить хоть одну историю о том, как родительская настойчивость помогли отпрыску достигнуть настоящих высот — в музыке или в спорте. А вот отец Генделя, напротив, как мог, противился усердию сына и, говорят, неоднократно ему замечал: пристрастие к музыке презренно и бесперспективно! Музыка — блажь и развлечение для знатных господ. Если ты посвятишь свою жизнь разным музыкальным забавам, то довольно скоро и сам станешь их игрушкой. Стань вот хотя бы юристом и до конца дней своих будешь всеми уважаемым человеком, а не каким-нибудь жалким музыкантишкой с флейтой или скрипкой в руках… Вот настоял бы отец и не слышать нам его «Мессии», «Музыки на воде» или «Музыки для королевского фейерверка», его скрипичных сонат и органных концертов.
По меркам XVIII века прожил Гендель немало — 74 года и оставил потомкам около множество церковных сочинений, 45 опер, 32 оратории, сборники органных концертов, камерной вокальной и инструментальной музыки…
«Здравствуйте, господин Гендель!» — так назвала органистка, профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая программу к 330-летию композитора. Концерт, прошедший в Малом зале консерватории, развернул композитора века XVII-го лицом к публике века XXI-го. Прозвучали Арии и дуэты из опер, фрагменты из оратории «Мессия», Сонаты для скрипки и органа, Концерт «Кукушка и соловей» для органа и струнных фа-мажор. Георг Фридрих предстал перед нами не напудренно-напомаженным в завитом парике сочинителем, а вполне себе живым, восторженным, ироничным. А также набожным, но вполне себе при этом светским.
Что этот, такой далёкий от консервативного образа, Гендель так понравился публике, в немалой степени заслуга исполнителей — самой Евгении Кривицкой (орган), солистов Яны Иваниловой (сопрано), Олега Безинских (контртенор), Станислава Малышева (скрипка), а также Камерного хора Московской Консерватории и Ансамбля солистов «Студия новой музыки», которыми дирижировал в этот вечер Александр Соловьёв. Они были настолько великолепны, что сам бы Гендель мне простил, что в рассказе о программе его памяти расскажу не о нём, а о них.
Яна Иванилова. Очень хорошо помню первую встречу с этой певицей. Это была предновогодняя программа фестиваля «Возвращение», где она пела что-то, кажется, из Сибелиуса. Голос певицы просто сразил своей и силой, и прозрачностью. Очень не хочется повторять за другими, а свои слова найти сложно. У этой певицы не только редкой красоты голос и драматический талант, но также и какая-то удивительная внутренняя красота, проливающаяся наружу. Скажу ещё — не из лести певице, а просто потому, что так я слышала. Её голосу невероятно идёт орган. Не знаю, с чем это связано — особенности ли это инструмента, установленного в Малом зале, искусство ли органистки — Евгении Кривицкой, но я ни у кого прежде не слышала такого гармоничного слияния голоса человеческого и инструмента. И мне было мало, мало, мало…и хотелось, чтоб она не замолкала и пела, и пела.
Не меньший восторг от исполнения Олега Безинских. Знакомство с этим певцом произошло, не вспомню точно, когда, но это был «Стикс» Канчели. Безинских невероятный. И дуэты с Иваниловой, право, удались.
Люблю, когда концерты что-то тебе открывают. Люблю новые имена. В этой программе таким приятным открытием стал Станислав Малышев. Впрочем, как узнала на сайте консерватории, Малышев как исполнитель — далеко не новичок, и, сотрудничая с такими дирижёрами, как Феликс Коробов, Александр Рудин, Игорь Дронов, Леонид Николаев, Владислав Булахов, много выступает как с оркестрами как российскими, так и с зарубежными. Странно, но мне подумалось, что этому музыканту должны очень удаваться темы в стиле готика-рок…. Возможно, это влияние органа….как бы ни было, захотелось услышать этого блестящего виртуоза вновь.
Камерный хор Московской консерватории. Здесь как бы и особых слов не надо, настолько убедительный и яркий коллектив. Я скажу не столько о нём, сколько о величии хоровой академической музыки вообще и о том, что нам её катастрофически не достаёт. А состояние, в которое она может ввести, честное слово, непередаваемо, разумеется, при должном уровне исполнения. Включённые в программу хоры Генделя очищали и заряжали….
И, наконец, Ансамбль солистов «Студия новой музыки». Коллектив, как я считаю, подвижнический и уже потому достойный особого отношения. Почему подвижнический? Легко собрать зал на имена, пусть академические, но популярные, проверенные временем. А вот программы авторов современных не у профессионалов довольно часто вызывают если не остракизм, то некоторое «избегание». В музыке современной часто предполагают излишнее новаторство…следовательно, вместо того, чтобы отдохнуть и позволить душе улететь, может, придётся гадать и думать, «а что бы это значило», а к этому готовы не все. Представьте, каким складом мышления должен обладать исполнитель, на долю которого выпадают постоянное погружение и осмысление новых и новых стилей и направлений. Здесь же, в этой программе, они представляли музыку чуть не самого консервативного из композиторов… и вышло у них это живо и свежо.
И конечно, Евгения Кривицкая. Удивила. В программе, посвящённой Генделю, позволила самому строгому из инструментов предстать неожиданно лиричным. На ее долю выпало также ведение всей программы. И здесь проявился другой талант артистки. Оказалось, что профессор Кривицкая прекрасный рассказчик, умеющий говорить не длинно и не коротко, но увлекательно и легко. Вечер закончился долгими браво, но без бисов — программа была уж очень насыщенной. К слову — скоро будет 330 лет ещё одному композитору, родившемуся, как и Гендель, в Германии… Думаю, скоро последует новый анонс — будем «здороваться» с Бахом.
Елена АРТЮШЕНКО
Фото автора
www.muzklondike.ru