ЗДРАВСТВУЙТЕ, ГОСПОДИН ГЕНДЕЛЬ!

Добавлено 09 марта 2015 Олег Безинских (контртенор)

Станислав Малышев (скрипка), Малый зал Московской консерватории, Евгения Кривицкая (орган), Яна Иванилова (сопрано), Олег Безинских (контртенор)

Статья, вышедшая после программы «Здравствуйте, господин Гендель!» в музыкальном журнале «Музыкальный клондайк» за март 2015.

Думаю, каждый из вас сумеет припомнить хоть одну историю о том, как родительская настойчивость помогли отпрыску достигнуть настоящих высот — в музыке или в спорте. А вот отец Генделя, напротив, как мог, противился усердию сына и, говорят, неоднократно ему замечал: пристрастие к музыке презренно и бесперспективно! Музыка — блажь и развлечение для знатных господ. Если ты посвятишь свою жизнь разным музыкальным забавам, то довольно скоро и сам станешь их игрушкой. Стань вот хотя бы юристом и до конца дней своих будешь всеми уважаемым человеком, а не каким-нибудь жалким музыкантишкой с флейтой или скрипкой в руках… Вот настоял бы отец и не слышать нам его «Мессии», «Музыки на воде» или «Музыки для королевского фейерверка», его скрипичных сонат и органных концертов.

По меркам XVIII века прожил Гендель немало — 74 года и оставил потомкам около множество церковных сочинений, 45 опер, 32 оратории, сборники органных концертов, камерной вокальной и инструментальной музыки…

«Здравствуйте, господин Гендель!» — так назвала органистка, профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая программу к 330-летию композитора. Концерт, прошедший в Малом зале консерватории, развернул композитора века XVII-го лицом к публике века XXI-го. Прозвучали Арии и дуэты из опер, фрагменты из оратории «Мессия», Сонаты для скрипки и органа, Концерт «Кукушка и соловей» для органа и струнных фа-мажор. Георг Фридрих предстал перед нами не напудренно-напомаженным в завитом парике сочинителем, а вполне себе живым, восторженным, ироничным. А также набожным, но вполне себе при этом светским.

Что этот, такой далёкий от консервативного образа, Гендель так понравился публике, в немалой степени заслуга исполнителей — самой Евгении Кривицкой (орган), солистов Яны Иваниловой (сопрано), Олега Безинских (контртенор), Станислава Малышева (скрипка), а также Камерного хора Московской Консерватории и Ансамбля солистов «Студия новой музыки», которыми дирижировал в этот вечер Александр Соловьёв. Они были настолько великолепны, что сам бы Гендель мне простил, что в рассказе о программе его памяти расскажу не о нём, а о них.

Яна Иванилова. Очень хорошо помню первую встречу с этой певицей. Это была предновогодняя программа фестиваля «Возвращение», где она пела что-то, кажется, из Сибелиуса. Голос певицы просто сразил своей и силой, и прозрачностью. Очень не хочется повторять за другими, а свои слова найти сложно. У этой певицы не только редкой красоты голос и драматический талант, но также и какая-то удивительная внутренняя красота, проливающаяся наружу. Скажу ещё — не из лести певице, а просто потому, что так я слышала. Её голосу невероятно идёт орган. Не знаю, с чем это связано — особенности ли это инструмента, установленного в Малом зале, искусство ли органистки — Евгении Кривицкой, но я ни у кого прежде не слышала такого гармоничного слияния голоса человеческого и инструмента. И мне было мало, мало, мало…и хотелось, чтоб она не замолкала и пела, и пела.

Не меньший восторг от исполнения Олега Безинских. Знакомство с этим певцом произошло, не вспомню точно, когда, но это был «Стикс» Канчели. Безинских невероятный. И дуэты с Иваниловой, право, удались.

Люблю, когда концерты что-то тебе открывают. Люблю новые имена. В этой программе таким приятным открытием стал Станислав Малышев. Впрочем, как узнала на сайте консерватории, Малышев как исполнитель — далеко не новичок, и, сотрудничая с такими дирижёрами, как Феликс Коробов, Александр Рудин, Игорь Дронов, Леонид Николаев, Владислав Булахов, много выступает как с оркестрами как российскими, так и с зарубежными. Странно, но мне подумалось, что этому музыканту должны очень удаваться темы в стиле готика-рок…. Возможно, это влияние органа….как бы ни было, захотелось услышать этого блестящего виртуоза вновь.

Камерный хор Московской консерватории. Здесь как бы и особых слов не надо, настолько убедительный и яркий коллектив. Я скажу не столько о нём, сколько о величии хоровой академической музыки вообще и о том, что нам её катастрофически не достаёт. А состояние, в которое она может ввести, честное слово, непередаваемо, разумеется, при должном уровне исполнения. Включённые в программу хоры Генделя очищали и заряжали….

И, наконец, Ансамбль солистов «Студия новой музыки». Коллектив, как я считаю, подвижнический и уже потому достойный особого отношения. Почему подвижнический? Легко собрать зал на имена, пусть академические, но популярные, проверенные временем. А вот программы авторов современных не у профессионалов довольно часто вызывают если не остракизм, то некоторое «избегание». В музыке современной часто предполагают излишнее новаторство…следовательно, вместо того, чтобы отдохнуть и позволить душе улететь, может, придётся гадать и думать, «а что бы это значило», а к этому готовы не все. Представьте, каким складом мышления должен обладать исполнитель, на долю которого выпадают постоянное погружение и осмысление новых и новых стилей и направлений. Здесь же, в этой программе, они представляли музыку чуть не самого консервативного из композиторов… и вышло у них это живо и свежо.

И конечно, Евгения Кривицкая. Удивила. В программе, посвящённой Генделю, позволила самому строгому из инструментов предстать неожиданно лиричным. На ее долю выпало также ведение всей программы. И здесь проявился другой талант артистки. Оказалось, что профессор Кривицкая прекрасный рассказчик, умеющий говорить не длинно и не коротко, но увлекательно и легко. Вечер закончился долгими браво, но без бисов — программа была уж очень насыщенной. К слову — скоро будет 330 лет ещё одному композитору, родившемуся, как и Гендель, в Германии… Думаю, скоро последует новый анонс — будем «здороваться» с Бахом.

Елена АРТЮШЕНКО
Фото автора
www.muzklondike.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору