В теории музыки существует понятие da capo al fine: с начала (или «с головы») и до конца. Творческую жизнь артиста Белгородской государственной филармонии, солиста концертного оркестра духовых инструментов и симфонического оркестра МИХАИЛА ПИДРУЧНОГО можно было бы назвать так: da capo al…до бесконечности. Своеобразной «головой», началом его исполнительской деятельности является классическая флейта, а бесконечностью — мировое разнообразие флейт, которыми владеет М.Пидручный — пан-флейта, украинская сопилка, китайская флейты хулуси и сяо, индийская бансури, шотландская и испанские волынки.
М.Пидручный — настоящий мультиинструменталист! Всё это флейтово-волыночное многоцветье даже не всегда вписывается в формат его концертов, которые проходят то в органном зале филармонии, то в Большом. И всегда с аншлагами! Причём, за последние три года такие концерты
(например, концерт «Орган и музыка народов мира») прошли неоднократно не только в Белгороде! Команда белгородских музыкантов
(М.Пидручный, Т.Халиуллин — орган, клавесин, К.Вирабян — дудук, зурна) с невероятным успехом и завистью иногородних слушателей представила эту программу в костёле Успения Божьей матери в Курске, в Харьковской филармонии, в лютеранской кирхе поселка Зоркино Саратовской области, совершила большой концертный тур по городам Урала и Сибири
(Челябинск, Екатеринбург, Самара, Кемерово, Пермь, Барнаул). Это было и единение национальностей
(украинец-татарин-армянин), и слияние эпох, и согласие музыкальных инструментов мира!
В Белгородской государственной филармонии М.Пидручный работает с 2007 года. Родом он с Украины
(г. Калуш Ивано-Франковской области), где и получил музыкальное образование по классу флейты
(Львовская средняя специальная музыкальная школа-интернат им. С. Крушельницкой, Харьковская средняя специальная музыкальная школа-интернат,
Харьковский национальный университет искусств имени И. Котляревского).Примечательно, что основной инструмент для занятий — флейту — он выбрал из весьма практических соображений: она не тяжела, а пикколо даже укладывается в нагрудный карман!
Любимым своим инструментом Михаил считает экзотическую флейту Пана, или панфлейту. По древнегреческой легенде, этот инструмент создал сам бог Пан из камыша, в который превратилась убегающая от него нимфа Сиринга. Но даже если не принимать в расчёт мифы, нужно признать: флейта Пана — один из самых древних музыкальных инструментов, сохранившихся до наших дней.
Интерес к панфлейте у Михаила проявился ещё в годы учебы в институте. Именно в это время он посетил концерт оркестра народных инструментов, который проходил в парке, на открытом воздухе. Исполнялся «Жаворонок» Григораша Динику. Когда зазвучала каденция, напоминающая щебетание жаворонка, откуда-то прилетел скворец, сел на ближайшую к музыканту ветку дерева, и начал подпевать солисту. Это забавное соревнование живого певца и инструмента окончательно укрепило Михаила в желании освоить панфлейту. Инструмент для Михаила изготовил его отец, тоже музыкант. Отличие этой флейты от стандартных панфлейт в том, что она монолитная, сделана из цельной части дерева, а не из трубок камыша. Звук отличается оригинальным обертональным богатством.
Впервые Михаил Пидручный представил этот экзотический инструмент в 2008 году в программах «Музыка Голливуда» и «Огни Парижа» с симфоническим оркестром
(дир. Ю. Меркулов). Они прозвучали в Белгороде, Старом Осколе, Губкине. Участие панфлейты в этих концертах было «пунктирным» и ограничивалось вполне традиционным использованием ее в привычных произведениях
(«Одинокий пастух» Дж. Ласта, «История любви» Ф.Лея и др.) В 2011 году состоялся первый сольный концерт М.Пидручного в сопровождении камерного оркестра «Mezzo Music» под управлением Натальи Боровик, усиленного духовыми инструментами
(дир. Ю.Меркулов). Этому концерту предшествовала большая кропотливая работа по созданию оркестровок произведений разных стилей, представленных в программе. И оказалось, что любое сочинение, исполненное на панфлейте, звучит свежо и оригинально. Будь то «Адажио» Т.Альбинони, или «Богемская рапсодия» Ф.Меркьюри, или песня Л. Дала «Памяти Карузо».
На гастролях с симфоническим оркестром в Китае, в 2013году, Михаил приобрёл два китайских народных инструмента — флейту хулуси и флейту сяо. Потом в его коллекции появилась индийская бансури и испанская волынка Гайта. Волынка пробудила у Михаила интерес к ирландской и шотландской музыке и таковая тут же появилась в концертных программах
(композиции «Ирландия» и «Англичане в Шотландии»). А слушая переложение пьесы Б.Бартока «Вечер в деревне» для бансури и органа
(переложение Т. Халиуллина), кажется, что именно ТАК и должна звучать эта музыка!
Мне думается, что путь, который избрал для своего исполнительского и музыкантского развития Михаил Пидручный, чрезвычайно интересен и многогранен. Ему есть что осваивать! Индонезийская флейта блеур, башкирский и татарский курай, японская сякухати, флейта южноамериканских индейцев кена, китайская флейта ди…
Da capo al… до бесконечности! Звучит как девиз. А жизнь под девизом ещё никому не вредила…
Наталья Гирявенко,лектор-музыковед БГФ,