8 апреля в Большом зале Белгородской государственной филармонии при поддержке Министерства культуры РФ состоялся вечер романтической музыки — прозвучали Двойной концерт и Третья симфония Иоганнеса Брамса.В сопровождении симфонического оркестра под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина в рамках абонемента «Звёзды XXIвека» солировали одни из самых талантливых молодых исполнителей современности Иван Почекин (скрипка) и Александр Рамм (виолончель).
Название повести «Любите ли Вы Брамса?» французской писательницы Франсуазы Саган, весьма популярной в ХХ столетии, могло стать созвучным мысли слушателей, пришедших в этот вечер в концертный зал, чтобы насладиться «серьёзной, хорошей и благородной музыкой» (музыковед, заслуженный работник культуры РФ Наталья Гирявенко).
Созвучным мысли о том, насколько глубоко музыка немецкого композитора Иоганнеса Брамса способна проникать в самое сердце и получать в нём непосредственный отклик. Если не быть погруженным в личные душевные переживания, что романтикам всегда свойственно и чем живёт героиня Саган, то можно заметить некоторые интересные особенности.
Музыка Брамса объективно не ставит этого композитора в ряд «заурядных» композиторов, к которым приписывал гениальный Чайковский своего немецкого коллегу. Вслушиваясь в его гармонии и мелодии, тембровые краски и широкую гамму динамических оттенков, несомненно, находишь в них что-то уникальное и трогательное. И немалую роль в слушательском восприятии Брамса играет исполнительская трактовка.
«Скрипка, вознесясь над оркестром, отчаянно забилась в пронзительной ноте и затихла, канув в волну мелодии и увлекая за собой другие инструменты». Так Франсуаза Саган описывала один из ярких моментов музыкального вечера своей героини, пришедшей в парижский зал Плейель послушать Брамса. Не сообщая слушателю, что именно звучало в тот вечер, писательница, тем не менее, позволяет нам предположить, что это был единственный скрипичный концерт композитора.
Из четырёх концертов Брамса для солирующих инструментов, среди которых два фортепианных и один скрипичный, трехчастный Двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром a-moll op.102 занимает особое место.
Особое, потому что это образец уникального жанра, примеры которого в истории музыки единичны. Из последних мы можем вспомнить лишь Симфонию-кончертанто (для скрипки и альта с оркестром) Моцарта, Тройной концерт (для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром) Бетховена и двойной концерт Брамса, за которыми в ХХ веке последовали «Концерт на троих» (Кремер-Башмет-Ростропович) Шнитке, Первый фортепианный и Первый виолончельный концерт Шостаковича (где сольные партии композитором поручены трубе и виолончели), Двойной концерт для гитары и бандонеона с оркестром Пьяццоллы.
Голос виолончели Александра Рамма, трепетный и пронзительный, возник в начале первой части сочинения, свободно охватывая то низкий, то высокий и средний регистры. К нему присоединилась скрипка Ивана Почекина, словно дополняя и обогащая мелодическое проведение, начатое виолончелью и оркестром.
То интимное высказывание, прочувствованное в каждом интервале, в каждом аккорде, то музыка, полная драматической энергии, то суховатые звучности с обилием штрихов и нюансов, то вдруг сочная оркестровая палитра, полная внутренней концентрации и энергии…
Скрепляющий элемент концерта — трехзвучный мотив
f-a-eсо своими вариациями — хотя и не прослушивался чётко во всех темах части, но создавал образ надежды и примирения (словно в действительности между композитором и его другом скрипачом Йозефом Иоахимом).
Вторая часть представила спокойную, умиротворенную кантилену, перед началом которой не было «омрачения» аплодисментами: казалось, что собравшаяся публика действительно пришла слушать Брамса.
Звёзды ХХI века»>Среди странных недиатонических гармоний и неожиданных созвучий, сумрака и тени неожиданно появлялись знакомые мелодические фигуры, но истинные реминисценции основной темы были даны в третьей части, основная тема которой насыщена характерными интонациями, близкими, по мнению некоторых критиков (М. Друскин, А. Булычёва), к венгерским, а значит, отсылающим к происхождению композитора.
Исполнение Двойного концерта Брамса в целом отличалось теплотой, продуманностью и благородством звучания солирующих инструментов, стройностью и слаженностью игры оркестра.
Во втором отделении была исполнена четырехчастная
Симфония № 3 фа мажор ор.90 композитора — одна из самых лирически-прекрасных, задушевных и красивых страниц симфонической музыки.
3-я часть симфонии, премьера которой состоялась в 1883 году в год смерти Вагнера — одного из антагонистов Брамса, является, по мнению Натальи Гирявенко, «элегической эмблемой музыкального романтизма».
Звёзды ХХI века»>Серьезное по настроению и музыкальному воплощению, это сочинение поднимает извечные проблемы жизни, смерти, сомнения. Музыкальный код сочинения заложен в торжественных возгласах
f-as-f, перемежающихся с сочными контрастными построениями, нервными вспышками, после которых неизменно следует успокоение.
Экспрессивно-увлекательное прочтение симфонии представил главный дирижер оркестра Рашит Нигаматуллин, обошедшийся, как это часто бывает, без партитуры.
Звёзды ХХI века БГФ прозвучала музыка Брамса»>Красочные мажоро-минорные сопоставления в главной партии первой части, легкая, напевная, мелодичная вторая часть и чудесная лирическая, «дышащая» третья, которая по своей красоте может соперничать лишь с немногими симфоническими образами классико-романтической музыки… Прозрачное соло валторны (Е. Минаев), гобоя (В. Шевченко), кларнета (Ю. Макаренко), стройный ансамбль струнной группы, буря страстей оркестрового tutti…
Слушая Брамса, приходит мысль о том, что эту музыку не любить невозможно.
Специально для А-фишки, Марина Андрейкина (фото Антона Черева)Дата публикации:
09.04.2016www.afishka31.ru