Датско-английский музыкальный вечер

Добавлено 15 января 2018 Marina Andreykina

Белгородская филармония, Большой зал Белгородской филармонии, Симфонический оркестр Белгородской филармонии, Михаил Безносов (кларнет), Марина Андрейкина, Андрей Андрейкин (труба), Наталья Гирявенко

12 января в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся концерт абонемента № 38 «Музыкальная панорама». Симфонический оркестр под управлением главного дирижера, заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина исполнил Концерт для кларнета с оркестром Карла Нильсена (солист — лауреат международных конкурсов Михаил Безносов, Москва) и Симфонию № 2 «Лондонская» Ральфа Воан-Уильямса.

Программа «Крупная форма» продолжила ряд музыкальных открытий белгородского симфонического оркестра 51-го сезона, среди которых, несомненно, программы «ХХ век», «Симфонические танцы», «Классика на все времена» (в рамках фестиваля «Шереметевские музыкальные ассамблеи»), «Французские эскизы»…

Что ждали слушатели от музыки западных композиторов первой половины ХХ века? Необычных мелодий и гармоний? Архитектоническую красоту музыкальных построений и интенсивное развитие материала? Возможно, их ожидания отчасти не были напрасными.

Одночастный Кларнетовый концерт оp. 57 датского композитора Карла Нильсена — один из самых исполнительски заманчивых и изощренных в виртуозно-техническом отношении концертов для солистов-кларнетистов.

Написанное в 1928 году для датского кларнетиста, участника копенгагенского квинтета духовых Оге Оксенвада произведение впитало в себя дух модернизма 1920-х. Сам композитор, имевший опыт оркестровой игры, хорошо знал выразительные возможности солирующего инструмента и оркестра. Нильсен стремится максимально расширить возможности кларнета и солиста, выбирая непрерывное движение одночастного цикла. Он показывает противостояние солиста и оркестра, подчеркивая его тонально-гармонической неоднозначностью фа и ми мажора. «Объективация» — таким термином композитор объясняет принцип «работы» своих концертов для духовых, в которых подразумевает предоставление свободы исполнительской интерпретации и исполнения в условных пределах, установленных партией.

Нетрадиционным был состав оркестра, способствовавший воспроизведению относительно камерного звучания музыки (струнная группа, две валторны, два фагота и малый барабан)… В нескольких разделах концерта слушатели ощутили присутствие малого барабана (Олег Иванов), неоднократные солирующие проведения первой валторны (Юрий Юрин) на фоне фаготов, пение струнных и, конечно, виртуозные возможности кларнета.

Музыкальную «историю с персонажами, которые ведут диалог» (лектор-музыковед, заслуженный работник культуры Р Ф Наталья Гирявенко) венчал финал, спокойный и умиротворенный.
Солист — первый кларнет Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, преподаватель Московской консерватории, лауреат международных конкурсов Михаил Безносов выступал в Белгороде впервые. Он чувствовал себя на сцене уверенно, техническая и художественная стороны его исполнения изящно гармонировали друг с другом.
Нильсен — это, конечно, не Чайковский и не Рахманинов… Но есть в его музыке своя прелесть: это тихая и кроткая лирика, любопытные контрастные эпизоды, большинство из которых тихие, камерные…
Второе отделение программы было отдано Второй симфонии Ральфа Воан-Уильямса соль минор, имеющей подзаголовок «Лондонская». Это глубоко патриотичное произведение британского композитора, основоположника английского музыкального ренессанса.

В четырех частях симфонии запечатлен дух столицы Англии — образы спящего и пробуждающегося Лондона, бой Биг-Бена (ныне — Башня Елизаветы), перезвоны колоколов Вестминстерского аббатства, блики осеннего Блумсбери-сквера, ночной набережной реки Темзы, прохожих, напевающих лондонские песни.

Первая часть начинается с медленной прелюдии, имитирующей рассвет и просыпающийся город. Привлекает внимание слушателя эпизод, в котором звучит соло виолончели (Ирина Александрова), передающееся скрипке (Наталья Онищенко) и арфе (Инна Макаренко), а затем тему подхватывают духовые… Через некоторое время возникает звуковое нарастание — стремительное аллегро, это то самое пробуждение Лондона, его шум и торопливость. Чисто исполненные унисоны и октавы духовых рождают ощущение той атмосферы и того самого воздуха, которым дышат лондонцы.

Вторая (медленная) часть — «Блумсбери-сквер в ноябрьский полдень». Друг композитора Джордж Баттерворт (которому эта симфония посвящена) видел в ней, по словам Роджера Деттмера, «идиллию серого неба и уединенные пути». А биограф Воан-Уильямса Майкл Кеннеди услышал в этой музыке в числе прочего крик продавца лаванды и звук приближения двухколесного экипажа.

Стоит отметить, во 2-й части немалая нагрузка ложится на английский рожок (Алексей Гапошин). Этот инструмент солирует многократно, словно нарочито подчеркивая национальный колорит страны — Англия, английская музыка, лондонская симфония, английский рожок… Примечательны выразительные соло и других духовых — валторны (Юрий Юрин), трубы (Андрей Долинский и Андрей Андрейкин), гобоя (Владислав Шевченко).

Тембр солирующего альта (Яна Коркишко) как нельзя лучше имитирует уединение… Тишина и покой, гармония и английская старина с отголосками Перселла — такой слышится эта часть симфонии.
Третья часть — ноктюрн в форме скерцо. Слушатель может представить себя стоящим на Вестминстерской набережной ночью, в окружении отдаленных звуков Стрэнда — одной из главный улиц Лондона, с ее прекрасными фешенебельными отелями и новостройками, с толпой народа и горящими факелами. Поэтичная музыкальная картина.

В последней части симфонии, финале, трижды звучит взволнованная тема, чередуясь с импозантным, а затем энергичным маршем. В конце появляется «шум» и «лихорадка» первой части — на этот раз отчетливо приглушенные, а затем Вестминстерские куранты. В Эпилоге Воан-Уильямс вновь дает звучание медленной прелюдии.

Рашит Нигаматуллин красками белгородского оркестра смог насытить английскую музыку русским размахом, вдохнуть в нее жизнь и вдохновить слушателей, многие из которых, непременно, захотят услышать эту музыку вновь, познать богатейшие возможности кладовой академической симфонической музыки прошлого и современности.

Музыкальный обозреватель БГФ Марина Андрейкина

belgf.ru/

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору