Дирижер Роман Леонтьев не стал дирижировать спектаклем «Мадам Баттерфляй» в Петрозаводске

Добавлено 27 мая 2013 bso.burov

Роман Леонтьев (дирижер), Борис Буров

Самая главная причина - недостаточно репетиционного времени с оркестром, учитывая сложность данного спектакля для провинциального театра. И, несмотря на то, что это уже двенадцатый спектакль после премьеры, но существует некоторая инертность труппы для восприятия и осуществления идей нового дирижера.

Театр только что представил публике новую премьеру балета «Конек-Горбунок» и не смог предоставить несколько репетиций опытному приглашенному дирижеру из Санкт-Петербурга для всех изменений, которые были необходимы спектаклю, согласно требованиям композитора. Никто не усомнился в компетентности и работоспособности гостя, тем более что дирижер был приглашен для этих целей лично главным режиссером Юрием Александровым. Но театр не совсем был готов воспринять свежие идеи, суть которых заключалась в том, что при хорошей акустике зала, можно было бы обратить больше внимания на нюансировку прекрасной партитуры Пуччини.

В результате единственной репетиции стало понятно, что что-либо изменить в исполнении певцов и оркестра в лучшую сторону за предоставленное время не удастся и по совместному согласию, дирижер и администрация договорились перенести сроки сотрудничества на будущее.

Правда, случившееся слегка разочаровало многих предполагаемых слушателей, местных профессиональных музыкантов, купивших билеты, которые надеялись услышать настоящую «Мадам Баттерфляй», зная о предстоящем визите дирижера Леонтьева. Им пришлось сдать билеты, поскольку существующие в театре спектакли не дают им полного наслаждения оперой из-за грубой игры оркестра и часто недостаточно красивого пения.

Одно из пожеланий и кардинально принципиального требования приглашенного дирижера было создание максимального комфортного звучания оркестра для певцов. На репетиции выяснилось, что оркестранты не делают большего количества авторских указаний, касающихся нюансов. У валторн нет сурдин и тихо играть, по их словам, им просто трудно. То же самое касалось и других инструментов, которые не заметили к двенадцатому спектаклю большинства Pianissimo. Все ff тоже были чрезмерными, не вписывающимися в требуемое оперное звучание оркестра. Даже встречались неточные и неисправленные ноты.

Темпы тоже большей частью были суетливыми, многочисленными ritenuto и string., музыканты просто пренебрегали.

Результат – оркестр звучал неестественно грубо, вынуждая певцов постоянно форсировать, практически выкрикивать свои кульминационные ноты и большинство фраз, нарушая тем самым замысел автора.

Подобное исполнение уже на репетиции показало неспособность оркестра выполнить все требования дирижера за такой короткий срок. Певцы тоже не смогли бы оперативно перестроиться под новое звучание оркестра, продолжая петь излишне громко на спектакле.

Попытка оперативно исправить ситуацию не удалась. Все-таки, Карельский театр - не Мариинский.

Ошибочно считать, что опера «Мадам Баттерфляй» требует чрезмерной экспрессии. Здесь, скорее, требуется достичь пастельных тонов, учитывая, как тонко Пуччини выписал всю нюансировку. Выразительности следует достигать не показным пафосом, а огромным разнообразием чувствований. Пока артисты театра, по словам Станиславского «наигрывают», «рвут страсти в клочья».

Трудно в чем-то обвинить исполнителей спектакля, в котором заняты очень талантливые люди, но нехватка вкуса, топорность стала непреодолимой привычкой.

Однако, дирижер Роман Леонтьев, очень надеется на то, что за короткое время встречи с труппой немного сумел расшевелить, заснувших без конкурентной среды исполнителей и очень благодарен музыкантам хотя бы за попытку что-то изменить в своей игре.

Автор: Борис Буров

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору