Дирижер Роман Леонтьев принял участие в конкурсе в Астане.

Добавлено 02 июня 2013 bso.burov

Роман Леонтьев (дирижер), Борис Буров

На вакантную должность дирижера в новом оперном театре Астана-опера претендовали 17 дирижеров из России и Казахстана. Правда, почему-то об их участии уведомление пришло за три дня до назначенной даты, что очевидно, затруднило приезд многих участников. В результате из 17 осталось 14, потом 12, а в конце 11 претендентов. Таким образом, получалось, что конкурс совсем небольшой, т.к. из приказа Министерства культуры Казахстана следовало, что для нового театра предназначалось 4 дирижерских места. Но в финале оказались только трое, что очевидно предполагало, что дальше не были допущены менее опытные дирижеры, приехавшие на конкурс.

Странным образом перестал работать сайт Национального театра оперы и балета им. Байсеитовой, в котором можно было бы узнать о том, кто является председателем жюри конкурса, и кто еще будет из известных дирижеров присутствовать в качестве комиссии. Также, интерес представляла бы информация, кто еще работает в театре из дирижеров, чтобы обозначить вектор будущих предпочтений.

Многие, кто участвуют в конкурсах подобного рода, знают, что лучше всего участвовать в тех конкурсах, когда ты точно знаешь, что победишь. Иначе, не нужно надеяться на чудо, что твои способности окажутся востребованными. Так же как и тендеры, так и многие конкурсы, особенно связанные с шоу-бизнесом, в стопроцентных случаях коррупционны и будущие победители знают наверняка, что победят.

Может быть, повторилась история и в этом случае?

Все участники этого события, состоявшегося 31 мая 2013 года, сильно волновались. Но все они волновались по-разному. Те, кто знал, что выиграет, волновались от предвкушения близкой победы. Те участники, кто знали, что все равно проиграют, волновались потому, что ввязались в авантюру, и просто выкинут свои немалые деньги на ветер, так как расходы не оплачивались. Волновался по своему и председатель жюри.

Возможно, одна из причин заключается в том, что репертуар Национального театра оперы и балета им. Байсеитовой совсем небольшой и дирижерам приходится его делить между собой, порой не совсем законным способом. Бывают случаи, чем-то напоминающие аналогичные в Большом театре России.

Понятно, в какой сложной ситуации оказался главный дирижер, особенно, после столь для него драматичных и опасных событий, ведь по закону республики Казахстан, необходимо объявить конкурс на свободные места в новом театре, и именно его назначили председателем отборочной комиссии на места дирижеров в новом театре.

Как избежать повторения таких опасных инцидентов для себя в будущем как руководителя?

Абсолютно логичным решением было выбрать из приехавших участников не опытных дирижеров, которые смогли бы в будущем составить конкуренцию и потенциальную опасность главному дирижеру, а молодых и совсем неопытных дирижеров, которые будут во всем удобными и управляемыми подчиненными.

Конкурс, т.о., стал не конкурсом, а скорее смотринами, в котором некоторые более опытные участники, понравившиеся оркестру стали пушечным мясом, неким фоном для прикрытия темных делишек в театре, заложниками внутреннего конфликта.

Последнее время, Россия и Казахстан успешно развивают свои отношения. Во многом похожи их судьбы друг на друга. К сожалению, похожи и эти ситуации с конкурсами. В России сейчас активно разоблачают ученых, получивших свои ученые степени с помощью списывания и благодаря использованию чужого контента. Но, пока никто не догадывается, что давно пора разоблачать нечестно полученные звания лауреатов и должности на конкурсах. Таких примеров мелкого мошенничества можно привести большое количество. Безусловно, трудно доказать такие случаи. Необходимо также учитывать покровительство власти, всячески прикрывающей и одобряющей методы отбора. Единственное, что остается – не участвовать в таких мероприятиях, особенно, когда это касается национальных конкурсов и когда очевидно - что-то нечисто.

Как же могло так случиться, что известные в России музыканты из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Казахстана не прошли даже на второй тур? Неужели их опыт оказался ненужным в становлении престижного проекта «Астана-Опера»? Ведь при сравнении участников оказалось, что как раз к работе в новом театре были допущены совсем еще молодые дирижеры из местных национальных кадров, лояльно настроенные к своему будущему руководителю. (Мы тоже будем надеяться, что с ними не случится новых конфликтов). Возможно, такой выбор был предопределен тем, что им можно назначить небольшую зарплату, и не придется предоставлять квартиру.

Конечно, решать, и выбирать будут руководители. Давно известно, что для развития искусства требуется здоровая конкуренция. Но именно здоровая! А пока все остается по-старому. Руководитель, как правило, не всегда заинтересован в тех, кто лучше его, выбирая того, кто послабее.

Поэтому, возможно, Министерству культуры Казахстана в будущих конкурсах, (и не только на должность в театр), стоит приглашать в качестве председателя жюри не главного дирижера театра, как заинтересованное лицо, а независимого уважаемого эксперта (что, конечно, не исключает предварительную договоренность)? Особенно учитывая такую нездоровую и накаленную обстановку в театре между ее руководителями? Да и председателю жюри не придется оправдываться в чем-то за свой выбор? Необходимо в конкурсах исключить заинтересованность судейства. Также нужно учитывать, что в театр берут не учеников главного дирижера, а достойных партнеров.

Хороший пример, недавний конкурс юных пианистов в Астане, где председателем жюри был Денис Мацуев. На этом конкурсе все прошло гладко. Никто не обижен, значит, выбрали достойных. И, если у нового театра есть такой друг и покровитель, как Валерий Гергиев, может быть, его нужно было пригласить в качестве арбитра на конкурс на должность дирижера в театр? А, кстати, будет ли объявляться конкурс на должность главного дирижера Астана-опера?

Чтобы убедиться, что произошла ошибка в нынешнем выборе, потребуется время. Сейчас уже ничего не исправить, но через годик-другой, может быть, попробовать снова?

Очень жалко, что в новой, активно развивающейся Астане, с таким торжественным лицом в новом городе на левобережье, с такой пышной и уникальной архитектурой, пока остаются старые, как мир, взаимоотношения. Возможно, будущее очистит искусство, даст достойным путь творить. И из старого театра в новый театр не должно перейти все то, что можно было бы оставить в прошлом без сожаления. Тогда публика оценит все по достоинству и полюбит новый театр «Астана-опера».

Автор: Борис Буров

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Инна, новосиб., 02 июня 2013:

    Спасибо огромное за статью. Видимо,бывшие республики СССР тщательно повторяют все за росс.Печально.

    • Аноним, 02 июня 2013:

      мда. кисло.

    • muzkarta, 02 июня 2013:

      Разместили на сайте .doc: Список конкурсантов, прошедших конкурсный отбор и рекомендованных к заключению контрактов на замещение должностей
      ДИРИЖЕРЫ ТЕАТРА
      1.Руслан Баймурзин
      2.Рахимжан Баспаев
      3.Алихан Идрисов

    • Аллах Акбар. Астана, 13 июня 2013:

      Рахимжан Баспаев совсем профнепригодный дирижер который [отредактировано muzkarta] не умеет дирижировать Рахимжан твоего [отредактировано muzkarta]

    • Магомет, 16 июня 2013:

      И это Международный отбор - отобрали одних [отредактировано muzkarta]. Где другие кандидаты из России? Сплошные [отредактировано muzkarta] которые еще и ко всему тому же и дирижировать не умеют.

    • Мария Астана, 13 февраля 2014:

      Ответ для Аллах Акбар. Астана
      Уважаемый занимайтесь своим делом, зависть плохое чувство. Нужно работать. Если уж решили писать то объективно, а не заниматься морательством

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору