14 октября в Большом зале Белгородской государственной филармонии концертом «Моцартиана» открылся абонемент № 34 «Симфоническая палитра». В исполнении лауреатов международных конкурсов Дмитрия Филатова, Анны Шкуровской и симфонического оркестра звучала музыка Моцарта и Чайковского.Загадочная красота сочинений Вольфганга Амадея Моцарта и Петра Ильича Чайковского способна привлечь даже самых равнодушных к искусству. В музыке австрийского гения XVIII века и выдающегося русского композитора XIX века удивительно много общего. Их творческие пути, нелегкие и тернистые, пронизаны светом и добром, радостным мироощущением и в то же время оттенками глубокой грусти. Слушая их произведения, каждый раз непременно открываешь для себя новые грани, новые внутренние ощущения.
Двойной концерт Моцарта для флейты, арфы и оркестра до мажор открыл программу субботнего вечера. Сочетание инструментов арфы и флейты высоко ценилось в королевских и аристократических кругах, в наше время встречается достаточно редко, потому звучит по-особенному свежо.
Три части истинно классического образца высокой музыки — это взаимопроникновение чувственного начала и легкой непосредственности. Музыка концерта отсылает нас в атмосферу Парижа 1778 года, где она была создана автором.
Можно отметить два несколько непривычных аспекта: с одной стороны, американская рассадка оркестра с виолончелями, расположенными с правой стороны сцены (белгородскому зрителю более привычна немецкая), позволяла лучше прочувствовать глубину моцартовской музыки, с другой, Дмитрий Филатов, органично функционировавший в двух ипостасях — флейтиста и дирижера, что напомнило ценителям камерной музыки выступление в Белгороде и Строителе несколько лет назад ГАКОР под управлением Алексея Уткина, в котором в одном лице сочетались и дирижер, и гобоист.
Партия флейты на протяжении всех частей сочинения нежно вплетается в созвучия арфы. Звуковую палитру первой части формировал светлый до-мажорный колорит, легкие пассажи флейты Дмитрия Филатова и волшебство переливов арфы Анны Шкуровской, сопровождаемые гармоничной уравновешенностью оркестровой фактуры.
Благоухание, внутреннее спокойствие, необыкновенная певучесть и пасторальность второй части сменились жизнерадостной подвижностью и легкостью третьей.
Второе отделение было отдано четырехчастной оркестровой сюите № 4 «Моцартиана» Петра Ильича Чайковского. Это произведение — приношение композитора своему великому предшественнику, к которому русский классик-романтик был неравнодушен. Задуманная Чайковским как «старина в современной обработке» сюита «Моцартиана» — это взгляд художника своего времени на искусство вековой давности. В дневнике за 1886 год Чайковский писал:
«Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки».Здесь следует отметить вернувшуюся привычную немецкую рассадку оркестра, которая более соответствует музыке Чайковского. Ведь, несмотря на стилистическую близость Моцарту, музыка Петра Ильича отличается драматической насыщенностью, что требовало от композитора использования расширенного, по сравнению с моцартовскими партитурами, состава оркестра, в котором непременно присутствовали трубы (у Моцарта их нет). Жига, менуэт, молитва и тема с вариациями представили разнообразие оркестровых тембров, их характерность, красоту мелодических узоров и гармоническую полноту.
Слушатели прочувствовали тонко исполненные соло — орнаментальные пассажи скрипки (Наталья Онищенко), грациозные звуки флейты (Павел Гапонов), статные проведения кларнета (Геннадий Чухлов). Дирижер Дмитрий Филатов с легкостью обходился без партитуры.
«Моцартиана» — одна из филармонических программ симфонического оркестра, которые позволяют проникнуться красотой и жизненной силой классической музыки, никогда не теряющей своей актуальности. Слушателей абонемента ждут следующие не менее яркие программы, посетив которые, можно открыть для себя много нового и интересного.
Музыкальный обозреватель БГФ
Марина Андрейкинаbelgf.ru/;