Элегия танцев с оркестром

Добавлено 09 ноября 2017 Marina Andreykina

Андрей Андрейкин (труба), Белгородская филармония, Большой зал Белгородской филармонии, Симфонический оркестр Белгородской филармонии, Марина Андрейкина

3 ноября 2017 г. в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся концерт абонемента «Музыкальная панорама». В исполнении симфонического оркестра под управлением главного дирижера, заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина были исполнены симфонические танцы Грига, Дворжака, Бартока, Кодая, Брамса. Программу представила лектор-музыковед, член Союза композиторов Р Ф Елена Латыш-Бирюкова.

Слушать симфонические танцы — значит отличаться изысканностью вкуса, а танцевать — прочно усвоить их у себя в сознании.

Образы Норвегии, Чехии, Венгрии и Румынии, запечатленные в исполненной в этот вечер музыке европейских композиторов, — это выражение не только любви композиторов к стране, ее природе, это нечто большее. Это неповторимая палитра звучаний.

Четыре «Норвежских танца» Эдварда Грига, открывшие программу, сразу же привлекли внимание динамичностью развития и настоящим симфоническим размахом. В них отражены и архаика, идущая от эпохи викингов, и идиллические мотивы, и характерный норвежский народный колорит, придаваемый использованием жанра халлинга. Исполнение отличалось тонкостью: сочные соло гобоя (В. Шевченко), выразительные струнные, динамические контрасты, синкопированный ритм, четкая прорисовка проведений — флейты (А. Уварова), кларнета (Ю. Макаренко), трубы (А. Андрейкин), валторны (Ю. Юрин). Дирижер Рашит Нигаматуллин был артистичен, активно используя танцевальные жесты на сцене.

Символ чешской и славянской культуры «Славянские танцы» Антонина Дворжака — одно из самых известных сочинений композитора. Прозвучали восемь танцев из первого сборника op. 46 (B.78, B.83). Стремительный фуриант, брызжущий весельем и жизнерадостностью, прозрачная и мелодичная думка, оживленная полька, колоритные чешские народные танцы соуседска и скочна. Возможности симфонического развития помогли отобразить элегантное кружение, мелодии редкой красоты, экспрессию, пражский дух, лирику и действенные контрасты.

Второе отделение содержало две белгородские премьеры танцевальной музыки венгерских композиторов Белы Бартока и Золтана Кодая.
«Румынские танцы» Белы Бартока — это цикл, состоящий из шести разнообразных танцев — танец с палками, круговой танец, танец-топтание на месте, танец из Бучума, румынская полька и быстрый танец Aprózó.
Эта музыка излучала живость и оптимизм, мечтательность и упоение. Состав оркестра (в котором отсутствовали группы труб-тромбонов-тубы) позволял прочувствовать чистоту музыки. Угловатые мотивы и сложные синкопированные ритмы, прозрачные мелодические хитросплетения кларнета (Ю. Макаренко) и флейты пикколо (М. Пидручный), соло первой скрипки (Н. Онищенко) дополнялись элегичным образом пританцовывающего дирижера.

«Танцы из Галанты» Золтана Кодая явились едва ли не самым ярким сочинением вечера. Характерным венгерским колоритом была окутана вся партитура (пополнившаяся всеми медными инструментами). Музыкальная исповедь рождалась откровениями солирующих групп оркестра — виолончелей, скрипок, валторн, общим пением струнных и деревянно-духовых, элегантным соло кларнета… Это было настоящее цветение музыки!

Вечер завершило исполнение двух эффектных bis’ов — Венгерских танцев № 1 и № 5 Иоганнеса Брамса. Это был поистине танцевальный вечер, который венчали бурные аплодисменты и крики «Браво!».

Музыкальный обозреватель БГФ

Марина Андрейкина

Фото: Антон Черев

belgf.ru/

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору