19 февраля в Малом зале Белгородской филармонии состоялся заключительный в этом сезоне концерт абонемента № 19 «Нескучная классика». Вкусными музыкальными блюдами слушателей угощал ансамбль медных духовых инструментов «Белгород-Брасс» (руководитель — Юрий Меркулов).
Уникальный белгородский ансамбль медных духовых инструментов «Белгород-Брасс» в этом концертном сезоне отметил свой юбилей — 10-летие коллектива. За это время ансамбль дал немалое количество концертов в Белгороде и городах России. Коллективу есть, чем удивить слушателя — в его репертуаре самые разные сочинения, в том числе, написанные специально для брасс-ансамблей.
«Брасс» от английского — «медь». Для того, чтобы переложения музыкальных сочинений для брасс-ансамбля звучали ярко, насыщенно и профессионально, музыканты должны приложить максимум усилий, ведь духовые инструменты — это не струнные: вместо движения смычком вниз или вверх, в результате которого из-под пальцев скрипача, альтиста, виолончелиста или контрабасиста рождаются звуки, музыкантам-духовикам требуется превосходно владеть своим дыханием и рационально его использовать для извлечения звуков.
Белгород-Брасс — Эдуард Борисовский (труба), Станислав Чекусов (корнет), Дмитрий Соловьёв (саксофон-тенор), Павел Павлов (туба), Дмитрий Черных (ударные, перкуссия) и Юрий Меркулов (тромбон)»>Поэтому любое такое чисто «духовое» музицирование — это смелый вызов как для публики, так для самих музыкантов. Однако, участники ансамбля «Белгород-Брасс» — Эдуард Борисовский (труба), Станислав Чекусов (корнет), Дмитрий Соловьёв (саксофон-тенор), Павел Павлов (туба), Дмитрий Черных (ударные, перкуссия) и Юрий Меркулов (тромбон) — с таким вызовом справились.
В программе концерта прозвучали сочинения в трёх категориях музыкальных блюд: классика, джаз и эстрада. Академические музыкальные сочинения стали первым оригинальным блюдом. Вечер открыли музыка Мюре и Моцарта.
Барочная фанфара французского композитора конца 17 — начала 18 века Жана-Жозефа Мюре «Рондо» (из его «Симфонической сюиты»), посвящённая сыну герцогини французского графства Мэн Принцу Домбскому, стала торжественной преамбулой. «Маленькая ночная серенада» (она же — Серенада № 13 соль мажор, настоящий шедевр В. А. Моцарта, визитная карточка музыки австрийского гения, написанная в 1787 году и посвящённая отцу композитора Леопольду Моцарту) в брасс-звучании излучала жизнерадостность и оптимизм.
Ансамбли медных духовых инструментов как таковые получили распространение в 20-м веке, однако они привлекали музыкантов и раньше. Так, писать для брасс-квинтетов очень любил петербургский учёный второй половины 19 — начала 20 века заслуженный профессор Виктор Эвальд, который был разносторонне развит — он был и основоположником научного строительного материаловедения, и был известен как композитор и виолончелист, член Беляевского кружка. Эвальд стал автором одних из первых известных сочинений для брасс-квинтета, основоположником этой формы музицирования. В концерте прозвучала первая часть из «Брасс-квинтета» № 1 В. Эвальда.
Два ярких номера с участием Владиславы Серединой (альт-саксофон) и Николая Кравченко (труба), которым аккомпанировала заслуженный работник культуры РФ Ирина Соколова, — «Багира» Ф. Феррена и «Маккарена» в аранжировке К. Кастера — позволили ярче прочувствовать контраст тембров, ансамблей и вкус музыкальных блюд.
Празднично прозвучала музыка советского и российского композитора 20 века, заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора Игоря Цветкова. Родился он в соседнем с Белгородом Харькове, окончил Харьковскую консерваторию, а затем всю свою творческую жизнь провёл в Санкт-Петербурге: преподавал в университете, занимался композиторством. Цветков — автор музыки ко многим кинофильмам и театральным постановкам, есть у него и интересные программные сочинения, одно из них было исполнено в программе музыкального вечера — первая часть «Парад-Алле» из «Концерта бродячих музыкантов».
Отрадно, что ансамбль медных духовых инструментов украшает музыкальную жизнь Белгорода. Любой такой ансамбль — это праздник, и, если выражаться кулинарным языком, принятым в концерте, деликатес. Вообще, ансамбли медных духовых инструментов или брасс-ансамбли есть практически в каждом регионе. Так, например, известен брасс-квинтет, ставший септетом «Волга-брасс», существующий уже более двадцати лет и за это время покоривший не только Россию, но и прославившийся за границей. Современный московский композитор Олег Облов даже создал специально для «Волга-брасс» сюиту «Сказочные образы». В исполнении «Белгород-Брасс» была исполнена «Шуточная» из этого цикла.
Угощая зрителей второй сменой блюд — джазовыми композициями — музыканты не смогли обойтись без исполнения музыки, созданной американскими джазменами и композиторами, творящими на родине джаза. Современный американский композитор, трубач, аранжировщик Пол Нагл прославился своими великолепными сочинениями для брасс-ансамблей и духовых оркестров.
Среди них — сочинение Tin Pan Alley (в переводе — «улица жестяных кастрюль»). Это сочинение олицетворяет то, что творится на американской «музыкальной кухне» — в коммерческой индустрии Америки. История названия идёт от 28-й улицы на Манхэттене в Нью-Йорке, на которой в начале 20 века были сосредоточены ведущие нотоиздательские фирмы, торговые и рекламные агентства, специализирующиеся на развлекательной музыке. На этой улице всегда стоял музыкальный шум — звуки многочисленных фортепиано и других музыкальных инструментов, на которых проигрывались новые мелодии и будущие хиты. Спиричуэлс, баллада, блюз переплелись в композиции Пола Нагла Tin Pan Alley, подобно музыкальному винегрету.
Коллектив порадовал и другими джазово-эстрадными шедеврами, такими как сочинения нью-йоркских композиторов 20 века — Tea for two («Чай на двоих» или «Чай вдвоём») Винсента Юманса, или Blue Skies («Голубые небеса») Ирвинга Берлина. Композицией британской группы Bee Gees How deep is your love, прозвучавшей в кинофильме «Лихорадка субботнего вечера» 1977 года, и хитами знаменитой шведской группы ABBA.
Музыка этого вечера, в которой переплелись строгость академической манеры звукоизвлечения и свобода эстрадно-джазовых импровизаций, завораживала, увлекала. В следующих программах ансамбля «Белгород-Брасс» зрителей, несомненно, ждёт много новых и интересных сочинений.
Специально для А-фишки, музыковед Марина Андрейкина (фото Виталия Люкшинова)Дата публикации: 20.02.2015