ГЛАДКОВ ИЗ МОСКОНЦЕРТА
Десятилетие творческой деятельности солист Москонцерта Александр Гладков встречает в привычном рабочем ритме: концерт на Пушечной, мюзикл на сцене Кремлевского дворца, и тут же — выступление на фестивале в Коломне, поездка с оригинальной программой в Сергиев Посад, концерт в легендарной московской библиотеке, подготовка новой сольной программы…
Лауреат и член жюри международных конкурсов, заместитель руководителя творческой комиссии «Академический вокал» Московского музыкального общества, член многих музыкальных союзов, Александр известен как хранитель все более редкой музыкальной традиции — в его исполнении гимны приобретают необходимый масштаб и патетичность. Об исключительности и других парадоксальных свойствах своей профессии рассказывает читателям «Музыкального Клондайка» один из лучших баритонов Москонцерта.
— В программах Москонцерта вы заняты в самых разнообразных программах — это и оперетта, и опера, и эстрада. Как сложилось, что в последнее время вы стали востребованы как исполнитель гимнов — и на чемпионате мира, и на других более скромных мероприятиях?— Ничего специально я для этого не делаю, но режиссеры чувствуют это мое амплуа. Видимо, патриотическая тема, которая мне и по духу близка — это настолько мое, что невозможно скрыть: я певец патриотического жанра и ко мне даже стало «прилипать» амплуа исполнителя гимнов. Такую торжественную роль мне давным-давно доверили и в «Капитанской дочке» Музыкального театра «На Басманной», где до сих пор в сцене трибунала и в финале звучит в записи мой голос. Так бывает, что с исполнителем соединяется какой-то конкретный жанр — кстати, творчество Иосифа Кобзона и Эдуарда Хиля тоже имело безусловный патриотический «фундамент».
В 2019 году меня уже как артиста Москонцерта пригласили в Токио спеть гимн России на матче открытия Девятого чемпионата мира по Регби, потом был большой концерт ко Дню города в ГЦКЗ «Россия», где мне доверили исполнить в конце вечера гимн Москвы. Совсем недавно меня пригласили на закрытие масштабного фестиваля «Филарет» в Коломне, где я исполнял гимн «Славься, Подмосковье», написанный Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым. А в июне этого года, уже в четвертый раз, в мюзикле «Счастье» в Кремлевском дворце тоже не обошлись без гимна. Суть мюзикла была в том, что девушка Карина путешествует по разным странам в поисках счастья, и она не могла не побывать в России. И тут наряду с песней Дунаевского «Я по свету немало хаживал» звучит «Лучший город земли» Бабаджаняна, с которой появляюсь я и завершаю это путешествие на сцене Кремлевского дворца очередным гимном.
— Есть ли планы сделать сольную программу, и каким жанрам вы отдали бы предпочтение?— Мой сольный концерт уже стоит в программе Москонцерта на 23 февраля 2022 года. Он посвящен творчеству Эдуарда Хиля — это такая добрая, теплая патриотика, пропитанная любовью к родине, к женщине, к жизни. Есть даже название «Хмуриться не надо» — Хиль был улыбчивым, радостным человеком — лучшего названия для программы не придумать, и мне это очень близко по мироощущению, да и его взгляды на репертуар, и на трактовку песен я разделяю.
Режиссер — Светлана Романова, ведущий — Евгений Максимов. Программа пройдет в сопровождении фортепиано и будет состоять из камерных произведений. Я хочу создать атмосферу, в которой не будет каких-то особенных эффектов, но очень важны исполнители. В ней примут участие мои самые близкие коллеги, с которыми особенно приятно работать: Ирина Суханова, Илья Ушуллу, Сергей Семенов (рояль), Михаил Шостак (аккордеон). Для достижения камерности обстановки специально выбран Театральный зал: небольшая сцена, но с кулисами — то есть театральность во всем этом будет присутствовать. Для атмосферы концерта это очень важно.
Сейчас, в июле, к 35-летию, у меня должен был состояться еще один сольный концерт «С любовью к родине» в Барнауле, но его перенесли на осень, потому что в июне у меня родился сын, и я стал многодетным отцом.
— Примите поздравления! Кстати, недавно ваша дочь стала лауреатом первой премии «Романсиады» — это ваша педагогическая заслуга?— Нет, я приехал на финальный концерт лауреатов, а Галина Сергеевна Преображенская спрашивает: «А ты что здесь делаешь?» Я говорю: «Ну, вот Лера — моя дочь выступает». Она говорит: «А я смотрю и чувствую, какой-то подвох есть, а ведь действительно она — Гладкова!». Дети — безусловно, очень важный момент в моем творческом становлении. Мы с женой считаем, что на чем-то настаивать не нужно, человек должен сам гореть и хотеть — иначе в искусстве толку не будет. В 2015 году я стал лауреатом Романсиады, а тут уже дочка моя выиграла Романсиаду для участников до 9 лет — конечно, это удивительно. Но у нее и педагог замечательный, один из лучших в Московской области, — Татьяна Леонидовна Тихомирова.
— Вы постоянный член жюри вокального конкурса «Тембр» — быть в жюри интереснее, чем преподавать? — В этом году мой ученик стал лауреатом конкурса имени Зыкиной, который проходил в Суздале. Но это был, скорее, исключительный опыт, для души, потому что времени вести свой класс у меня нет. Он занимается бизнесом, но изъявил огромное желание и в итоге стал лауреатом третьей степени в категории «любители». Возможно, он поучаствует и в «Тембре», но там уровень очень серьезный. Илья Ушуллу — председатель и основатель этого конкурса, — подобрал замечательную команду — хороших музыкантов и людей, близких по духу. Атмосфера сразу создается дружелюбная, здоровая. Поэтому в жюри этого фестиваля я уже четыре года и всегда с большим желанием приступаю к этой работе, хотя это очень большая ответственность. Тем интереснее работать. В состав жюри входили художественный руководитель Камерного хора Московской консерватории Александр Соловьев, главный редактор «Музыкальной жизни» Евгения Кривицкая, солистка Новой оперы Елена Терентьева. Огромная редкость для нашего времени заключается еще и в том, что в конкурсе отсутствуют взносы.
— А нужно ли участие в конкурсе состоявшимся певцам? Например, приходит солистка театра Сац Мария Чудовская — зачем это ей? Или кому-то другому?— А я скажу зачем. Любой конкурс делает артиста лучше, а особенно подготовка к нему. Само конкурсное выступление длится 5−6 минут, все остальное — это месяцы подготовки, и эти месяцы тебя меняют. И даже если предположить, что во время самого выступления поешь неудачно, хотя такое вряд ли может быть, если готовился качественно, — конкурс тебя меняет. Ты творчески растешь.
— Какая из площадок Москонцерта для вас наиболее привлекательна?— У каждого концертного зала есть своя аура, и я очень благодарен Москонцерту за разножанровость программ, которые дают попробовать себя в разных амплуа. Определенный дух академизма присутствует во всех залах на Пушечной: и в театрализованных программах, и в детских мы исполняем там классику. Когда попадаешь в старинный особняк на Пушечной и встаешь к роялю в Бальном зале, чувствуешь себя настоящим оперным певцом. На сцене Москонцерт-холла чувствуешь себя Иосифом Кобзоном или Эдуардом Хилем
(улыбается). Но хотя Мюзик-холл — это зал больше для поп-формата. Как солист Москонцерта в 2014 году я дебютировал на сцене ГЦКЗ «Россия» — это была огромная ответственность. В нашей стране и в мире нет второй такой большой и разноплановой организации, которая способна организовывать мероприятия для любой аудитории, независимо от возраста и предпочтений, это может быть театр, драма, качественное оперное пение — артисты Москонцерта могут все. И в этом уникальность Москонцерта.
21 июля в Концертном зале Москонцерт на Пушечной, в рамках Цикла «Время высокой классики», пройдет концерт «Загадка Россини» при участии Александра Гладкова. Беседовала Светлана Потемкинафото предоставлены ГБУК «Москонцерт»15.07.2021
Комментарии
Ирина Алексеева, Москва, 16 июля 2021:
Отличная статья! Браво Лучшему Баритону Москонцерта!
Спасибо огромное, Светлана!