Кировский симфонический оркестр (Вятский симфонический оркестр) будет исполнять на закрытии фестиваля музыку австрийско-немецких композиторов. Каждое из произведений не так часто звучит на сценах России и мира. Именно этот факт заинтересовал
художественного руководителя оркестра Валерия Раевского, чтобы организовать этот предстоящий концерт.
Итак, какие же произведения будут исполнены?
В первом отделении прозвучат Увертюра к опере Вебера «Эврианта» и Концерт для арфы Альберта Цабеля. Завершит концерт Симфония «Художник Матис» Хиндемита.
Дирижировать оркестром будет петербургский
дирижер Роман Леонтьев. Солистка
Ольга Пилюкова (арфа).
Эврианта - романтическая опера К.М. фон Вебера. Премьера состоялась 25 октября 1823 года в Вене. В России эта опера была исполнена в Петербурге, как говорится в Оперном словаре А.И. Гозенпуда дважды, в 1840 и 1885 гг. Также, обращаясь к этому словарю, мы узнаем, что сюжет был использован до Вебера дважды, Шекспиром в «Цимбелине» и Бокаччо в «Декамероне». Опера посвящена преданности в любви. Увертюра, как обычно, передает лейтмотивы оперы в сжатом виде. Длительность увертюры около 8 минут, но, несмотря на свою краткость, музыка являет собой пример настоящего героизма и благородства и производит большое впечатление.
Любопытно будет услышать второе произведение программы: Концерт для арфы немецкого композитора Альберта Цабеля, соч. 35, до минор.
Этот концерт был оркестрован Коррадо Марией Сальетти для довольно большого оркестра (парный состав, с тромбонами, челестой, ударными инструментами, среди которых помимо литавр присутствуют также треугольник, тарелки, кастаньеты, малый барабан). Такой большой состав, как правило, является проблемой для дирижера, для создания благоприятной и комфортной звучности для такого хрупкого по звучанию и волшебного по тембру инструмента, как арфа. Однако, во вступительном слове к изданию партитуры оркестровщик объяснил, что стремился использовать в отличие от оригинальной версии большие творческие колористические и ритмические возможности оркестра.
Это довольное продолжительное по времени романтическое произведение(около 40 минут). Состоящее из трех частей: довольно традиционное сонатное аллегро в первой части, выразительное спокойное анданте и рондо-образная подвижная третья часть, напоминающая по ритму тарантеллу, это произведение позволяет раскрыть все виртуозные возможности современной арфы.
Главное, с чем можно будет познакомиться слушателям, это творчество очень важного музыканта для всех российских арфистов, поскольку Альберт Цабель является родоначальником арфовой школы в России. Он стоял у истоков развития арфы в Петербурге в 19-м веке. Все каденции балетов Чайковского, которые в настоящее время звучат в Мариинском театре, написаны Цабелем. Еще важный факт в том, что все арфисты учатся по методике, созданной Цабелем.
Разумеется, такие концерты звучат довольно редко на сцене, по причине их специфичности и уникальности, а в Кирове это вообще будет первое исполнение.
Еще одним открытием станет для кировчан произведение Пауля Хиндемита(1895-1963) Симфония «Художник Матис».
Как симфоническое произведение оно возникло позднее (1934), чем одноименная опера, написанная в 1933 году. Также как и немецкий художник Матис Готхардт (известный во всем мире как Грюневальд), которому посвящена опера, Пауль Хиндемит подвергся гонениям власти. В опере главной темой является роль творца в переломные исторические периоды.
Исполнение оперы и симфонии было запрещено нацистами в Германии. В России симфония «Художник Матис» звучала неоднократно в исполнении Заслуженного коллектива Санкт-Петербургской филармонии под управлением Е.Мравинского. Хиндемит переработал оперу в симфонию по совету великого немецкого дирижера Вильгельма Фуртвенглера. Впервые опера была поставлена в Цюрихе в 1937 году.
Хиндемит в своем творчестве воссоздавал традиции и принципы полифонической баховской и добаховской эпохи. Но его язык не производит впечатления стилизации, нет также и полного разрушения тональности. Музыка порой страдает излишней рациональностью, но всегда стремится к высшим идеалам философской мысли. Возможно, аскетизм привлекал Хиндемита своей чистотой, свободой от пышности.
Симфония состоит из трех частей, каждая из которых посвящена одной из картин-икон, созданных великим немецким художником Матиасом Грюневальдом(1470-1531) для Гезингеймского монастыря Святого Антония в период 1512-1515. Это необычные картины наполнены не только глубоко религиозным смыслом, но и содержат множество символичных деталей.
Первая картина «Ангельский концерт» показывает выступление ангелов, прославляющих Мадонну, в котором главная роль отводится ангелу, одетом в нежно - розовые одежды и играющему на виоле да гамба и благоговейно смотрящему на Мадонну. Музыка этой части написана в форме сонатного аллегро с использованием народной темы «три ангела пели». В части противопоставляются две темы, похожие интонационно и ритмически друг на друга и имеющие волевой, устремленный характер.
Вторая картина «Положение во гроб» показывает момент погребения Христа. Музыка передает печаль этого момента.
И, наконец, третья картина «Искушение Святого Антония», как мы помним именно монастырь его имени заказал роспись алтаря, показывает момент страданий Святого Антония, мучимого демонами и искушающих его. Музыка передает волю старца, способного пройти через все пытки и мучения. Стремительное движение пронизывает всю часть и заканчивается гимнической Алилуйей «Lauda Sion Salvatorem», прославляющей святого.
Этот концерт будет исполнен в период Великого поста и подготавливает Пасху.
Именно обращение в эти периоды к творчеству великих художников, композиторов помогает людям хранить свою духовность, верность общечеловеческим ценностям.
Возможно, знакомство с творчеством Хиндемита, создавшего такое посвящение великому немецкому художнику, создаст у публики стремление к одухотворенности и с помощью воли преодолеть любые искушения и трудности современной жизни.
Автор: Борис Буров