Предстоящие мероприятия

Муром, Владимирской области
30 сентября 2025

Муром, Владимирской области
11 октября 2025

Муром, Владимирской области
21 октября 2025

Читайте на эту же тему







Ирине Леонидовне Кротовой 100 лет!

Добавлено 13 декабря 2018 елена

Муромская «Филармония»

15 декабря собираемся в музыкальной школе № 3. Встреча посвящена Ирине Леонидовне Кротовой. Её 100-летию!
Рассказывают страшные истории — на ваших концертах нет мест в зале… Ну, что же — аншлаг — это всегда приятно. Спешу успокоить, да, кофе в антрактах выпить негде, но место найдём для каждого. Передайте всем!)))

Эти крохотные воспоминания были опубликованы в городской газете «Все дела» накануне дня рождения Ирины Кротовой.

Моя мама работала в 13-ой школе в Муроме. Как — то у нас дома собрались её коллеги. Овальный стол, угощения и, конечно, разговоры. Квартира маленькая и где бы я не находилась, краем уха слышала и слушала всё, о чём говорили. Ирина Леонидовна всегда со вкусом одетая, элегантная, внушавшая уважение при первом взгляде, заговорила о необходимости совместной жизни до брака. Видимо, чтобы потом не было никаких неожиданностей. У Ирины Леонидовны пятеро сыновей. Её позиция понятна. А у моей мамы — я — дочь. И мама быстро и решительно закрыла эту тему. Было это очень давно, но запомнилось. Такие смелые суждения. В те времена…

Всегда жалела, что не училась у Ирины Леонидовны. Историк, окончила МГУ, с врождённым артистизмом она умела увлечь любого, увлечь и вовлечь в обсуждение, могла заставить думать, переживать. Сама всегда очень остро относилась ко всему происходящему. Помогала не только друзьям, но и совсем незнакомым людям — собирала вещи, отправляла посылки.

Годы, когда в Муроме существовал клуб «Версия» — время особое. Этот клуб придумала Марина Тер-Акопян. Режиссёр по образованию, очень деятельный, яркий человек, Марина — даже в юные годы называла себя — Михална — собрала группу «артистов», видео и звукооператоров, писала сценарий, распределяла роли, создавала видеоряд, подбирала музыку, обсуждала и находила костюмы, репетировала… Всё после трудовых дней, вечерами, допоздна… Иногда у неё дома или в редакции городской газеты. Ирина Леонидовна была примой нашей «труппы». Она умела говорить, умела держать внимание аудитории, была невероятно артистична и красива! Такого наряда как у неё никогда не было ни у кого. Потом выяснялось, что всё это великолепие она придумала сама, здесь пришила, там отпорола, и вот тут немножко приподняла. Всё было к месту, неожиданно и как ни у кого. Её царственные манеры сразу вовлекали в обстановку серебряного века. Первая волна эмиграции — вот главная тема всех постановок «Версии». О каких великих людях мы говорили! Сергей Рахманинов, Нина Берберова, Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский, Максимилиан Волошин, Иван Бунин… Маленькие спектакли об ушедшей эпохе.

В 1995 году я открыла первый сезон Филармонии. Три года все концертные программы мы готовили сами. Исполнители — мои друзья — педагоги из городских музыкальных школ. Давали по два концерта в неделю. Вскоре поняли, что это очень тяжёлая ноша, у всех ещё и большая педагогическая нагрузка. Где-то лежит сводная афиша первого года. Сергей Васильевич Рахманинов, Пётр Ильич Чайковский, непременно «Детский альбом», норвежский сказочник Эдвард Григ. Это были скорее концерты-спектакли, задача которых увлечь детскую аудиторию звучанием классической музыки. С первых выступлений постоянным слушателем стала Ирина Леонидовна. Какое это было счастье видеть её в зале. Она следила за всем происходящим на сцене с искренним вниманием, живо реагировала — качнёт головой, удивлённо приподнимет бровь, улыбнётся. Знаю это актёрское правило — найти в зале внимательного слушателя и рассказывать ему свою историю. Вот такой звездой для меня была Ирина Леонидовна. Ей действительно всё было интересно. И — вот это особенный талант — она умела рассказать о своих чувствах, эмоциях, переживаниях — правдиво, находя нужные слова. Никогда не боялась хвалить нас. Если что-то не вполне нравилось, могла сказать, но не обижая. После первого концерта, где звучала музыка Сергея Рахманинова — нами обожаемого и любимого — Ирина Леонидовна как-то уклончиво и без особого восторга отозвалась о концерте. Как?! Ирина Леонидовна! Рахманинов! — Ну, Леночка, это трудно для нас… После тринадцатого проката этой программы на тот же вопрос — Как? Как вам концерт? — Ирина Леонидовна, театрально вскинув вверх руки, воскликнула — Ну, Леночка! Это же РАХМАНИНОВ! Великая сила искусства!)

Материальное благополучие Филармонии всегда было шатким. Настало время, когда город от нас отказался, юридического статуса не было и всё могло быстро закончиться, если бы не помощь друзей — директора 13-ой школы Валентина Васильевича Поликарпова, талантливого во всём Валерия Сергеевича Елистратова и друга на всю жизнь Ирины Леонидовны Кротовой. Словом, финансами, делом — они удержали культурную единицу на плаву.
Ирина Леонидовна тогда жила на Льва Толстого. Частенько после работы я заходила к ней. Обсуждалось всё важное и насущное. Уходила с дарами дедовского сада и новыми нарядами. Первое чёрное платье из красивого шёлка мне шила Ирина Леонидовна. В подгибку подола спрятала тяжёлые монетки — чтобы правильно сидело… В один из таких визитов я предложила Ирине Леонидовне стать директором Филармонии, взять на себя ответственность за нашу судьбу. Раздумий — соглашаться или нет — не было. Несколько счастливых лет мы были под крылом заботы и внимания умного, образованного, всё понимающего Директора — единомышленника. Общение с городскими чиновниками, поиск средств для просветительской деятельности, разговоры со слушателями после концерта и эмоциональное пересказывание услышанного нам, музыкантам, за кулисами — неполный круг обязанностей нашего руководителя.
Человек интеллигентный, дипломатичный, Ирина Леонидовна в поступках часто была сдержана и осторожна. Я называла её конформистом и она тут же соглашалась. Поссориться из-за идейных разногласий не получалось. Однажды на одном из предприятий помощь Филармонии выдали продукцией. Выдать — выдали, а что с ней, с этой продукцией делать не сказали. Ирина Леонидовна проявила чудеса предприимчивости, сумела всю эту помощь кому-то продать и подробно отчиталась нам о содеянном.
Зал для городских концертов искали уже тогда. Вот одна из её идей. Переоборудовать кинотеатр «Прогресс». Место прекрасное, центр города, детям и взрослым удобно. Да и зал уже есть. Надо сделать всего ничего — тут перенести, здесь укрепить, и вот тут воздвигнуть. Конечно, купить рояль. Средства у Директора были. Целых 15 тысяч рублей… Знающие поймут, что такого богатства для наших сказочных фантазий явно не хватало… Конечно, это государственное дело — думать о воспитании, образовании детей, о душевном здоровье общества, о создании условий для просветительской работы. Но пока власть молчит, этим занимаются неравнодушные люди. Честь им и хвала! Спасибо вам, дорогая Ирина Леонидовна! Уверена, что вы и сейчас с нами, радуетесь, переживаете… Я это чувствую! С днём рождения!

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. ionov.50, 13 декабря 2018:

    Я не был знаком с И.Л.Кротовой.но много слышал.Её вклад в культурную жизнь города общеизвестен.Поражает ее многогранность. И.Л.Кротова стояла у "истоков многих проектов.Один из них-Муромская филармония.Благодаря сподвижникам. единомышленникам И.Л.Кротовой филармония "живет"на радость всем любителям классической музыки.Это ли не лучший подарок И.Л.Кротовой!С Днем Рождения!

© 2009–2025 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору