Известный Бах и неизвестный Рейнбергер, или Об открытии III органного сезона в Белгороде

Добавлено 30 сентября 2013 Олеся Фиалко

Белгородская филармония, Олеся Фиалко, Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Алексей Хамтеев (кларнет), Органный зал Белгородской филармонии, Олег Шейна (виолончель), Андрей Андрейкин (труба)

Автор: Олеся Фиалко

Открытие любого концертного сезона - событие, к сожалению или к счастью, заранее спланированное и построенное по определенным канонам: довольно известная, но не "избитая" программа, яркие и хорошо известные исполнители, торжественные речи и прочее, в принципе, не относящееся к самой музыке действо. Стоит сказать сразу, что Открытие III органного сезона в Белгороде счастливым образом миновало практически все "столбы" торжественного мероприятия, но при этом оставило после себя ощущение подлинного, насыщенного и впечатляющего старта для всего последующего сезона.

Пожалуй, единственной данью традиции во всем концерте стало исполнение Токкаты и фуги ре-минор Баха. Сочинение это для Белгородского органного зала особенное, ведь именно оно 15 декабря 2011 года торжественно открыло новый и единственный для всего Черноземья органный зал. Потому исполнение Токкаты и фуги в начале нового сезона было фактически обязательным, но удачное расположение в финале концерта, практически на правах бисового номера, сгладило ощущение некой шаблонности и навязчивости этого монументального сочинения.

К тому же, Бах был одним из двух главных действующих лиц концерта и представлял собой ту часть программы, которая более чем соответствует пышности открытия нового сезона. Хотя баховские сочинения, выбранные органистом Тимуром Халиуллиным для этого концерта, во многом были в новинку белгородской публике, которая за полтора года существования органного зала в Белгороде, конечно, не успела охватить все органное творчество баховского гения. И праздничная Прелюдия и фуга Соль-мажор, и Концерт ля-минор Баха-Вивальди звучали пока в этом зале единично и не могли не привлечь пристального внимания слушателей, ловящих знакомые интонации в новой для себя музыке.

Но все же не Бах, и даже не виртуознейшее исполнение в завершении первого отделения концерта "Полета шмеля" (в авторской транскрипции Тимура Халиуллина для органа с солирующей педалью) стали сердцем этой программы. Настоящим "серым кардиналом" вечера выступил Йозеф Габриэль фон Рейнбергер, значившийся крупными буквами на афишах концерта, но остающейся для каждого загадкой, тайной, неким неизвестным в казалось бы ясном строении концерта.

Органный зал, Белгород, Белгородская филармония, афиша филармонии

Здесь стоит пояснить, что музыка Рейнбергера до вечера 26 сентября ни разу не звучала в Белгороде. А если прибавить к этому тот факт, что имя композитора вообще мало известно даже в музыкальных кругах, то выбор участников концерта именно в пользу Рейнбергера нельзя назвать иначе, как смелым. Смелым и удачным. Прозвучавшие в концерте ансамблевые сочинения и Второй органный концерт немецкого композитора второй половины 19 века оказались не только удивительно созвучными общему настроению, царившему в органном зале, но и получили превосходную интерпретацию в исполнении белгородских музыкантов.

Первое отделение концерта представило слушателям камерного Рейнбергера - прозвучали "Сарабанда" и первая часть Трио ор.149 для кларнета, виолончели и органа (Алексей Хамтеев, Олег Шейна и Тимур Халиуллин) и две пьесы для виолончели и органа ор.150: "Вечерняя песня" и "Жига" (Олег Шейна и Алексей Хамтеев). И кларнетист Алексей Хамтеев, и виолончелист Олег Шейна - постоянные участники органных концертов Тимура Халиуллина. Всех связывает большая личная и творческая дружба, результатами которой становятся яркие и интересные музыкальные программы. Но именно исполнение музыки Рейнбергера впервые соединило всех музыкантов в трио, которое можно охарактеризовать лишь эпитетами положительного свойства: слаженное и чуткое в исполнении, продуманное и логичное в плане выстраивания формы и динамики, сбалансированное по звучности и одухотворенное подлинным музыкантским духом. Выступление музыкантов стало настоящим праздником для ценителей высокого искусства и высокой культуры сценического исполнительства. Ярко и колоритно прозвучали две пьесы в исполнении Олега Шейны. Его густой и сочный виолончельный звук прекрасно оттенял несколько собранное звучание партии органа в исполнении Тимура Халиуллина, а эмоциональность обоих исполнителей внесла в концерт свой неповторимый колорит.

Второе отделение концерта представило другой лик Рейнбергера-композитора, его экспрессивный Второй концерт для органа, двух труб, двух валторн, литавр и струнного оркестра перенес точку равновесия с внутренних и глубоко субъективных эмоций первого отделения, на другой, более зрительно-крупный и рельефный план. В исполнении концерта приняли участие Камерный оркестр "Mezzo Music" под управлением Натальи Боровик, усиленный медной группой (трубы - Андрей Андрейкин, Андрей Капицын, валторны - Тимофей Скуднов, Евгений Минаев) и литаврами (Сергей Коваленко). И оркестр, и литаврист, не первый раз выступающие в ансамбле с Тимуром Халиуллиным, прекрасно справились со своей задачей. Струнная группа выделялась концентрированным и экспрессивным звучанием в крайних частях концерта, и особой нежностью и тончайшей градацией нюансов в Andante. Литавры Сергея Коваленко, как всегда, были "интеллектуальны" и точны. Немного огорчила духовая группа: частые неточности в ритме, "грязные" интонации и потеря ощущения баланса между всеми исполнителями несколько "подпортила" общую картину исполнения органного концерта Рейнбергера.

Так или иначе, но знакомство белгородцев с неизвестной музыкой неизвестного Рейнбергера состоялось на "отлично". В этот вечер удовольствие получили все участники концерта - и слушатели, и исполнители. Новому органному сезону в Белгороде был дан настолько впечатляющий старт, что его продолжение вызывает у нас искреннее и неподдельное любопытство!

Автор: Олеся Фиалко

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Ульяновск, 03 октября 2013:

    Что-то я тут про золотое сечение ничего не нашла, а мне как математику это оччень интересно!

    • Тимур Халиуллин, 04 октября 2013:

      А при чём здесь математика? Под точкой золотого сечения понимается в данном случае кульминация статьи, её наиболее, острое место и главный акцент.Т.е. Третья четверть формы. В комментируемой статье в "ТЗС" попала информация про духовиков, не без оттенка дёгтя в мёде... Хотя Концерт весь в целом был великолепен! А огрехи у всех можно найти, если постараться )))

    • muzkarta, 04 октября 2013:

      На самом деле, Тимур, я тоже ждала ответа на этот вопрос :). Даже думала, что кто-то удивился размещению афиши не в самом начале статьи, а в точке золотого сечения :). Спасибо за объяснение! В.

    • Тимур Халиуллин, 05 октября 2013:

      Надо бы спросить самого Аnonimа, потому что моё объяснение-предположение может оказаться и ошибочным! Может быть и действительно речь об афише, muzkarta ))

    • Олеся Фиалко, 05 октября 2013:

      Да, объяснение anonima явно необходимо! Я когда писала про золотое сечение и не думала, потому интересно, что же получилось в итоге!

    • Тимур Халиуллин, 05 октября 2013:

      Так про золотое сечение и не нужно думать! - Это и есть доказательство того, что оно золотое! Потому что, если всё грамотно сделать то в любом случае на третью четверть формы приходится нечто кульминационное )) так в природе вещей заложено!

  2. Любовь Фиалко, 01 октября 2013:

    ...А ты помнишь как всё начиналось?

  3. Орест Коваль, Сумы, 01 октября 2013:

    Браво, Олеся! Браво белгородцы!

  4. Артур Новиков, 30 сентября 2013:

    Очень приятно читать грамотный не только с точки зрения русского языка, но и с позиций музыкознания текст. Поздравляю Белогород с хорошей музыкальной журналистикой. Редко сегодня. Респект.

    • Олеся Фиалко, 30 сентября 2013:

      Благодарю за высокую оценку!

  5. Тимур Халиуллин, 30 сентября 2013:

    Олеся! Спасибо Вам огромное за отличную статью! Очень свежо и толково!

  6. Анна. СПб, 30 сентября 2013:

    Если бы я жила в Белгороде и пропустила бы этот концерт, то после Вашей статьи обязательно следила бы за возможным повтором программы.

    • Белгородка, 01 октября 2013:

      Не пропустила этот шедевр! Но, если бы на следующий день был повтор, пошла бы непременно. Обрадовали - буду следить за афишей. Олесе респект и за музыкальные программы для детей в органном зале.

    • Олеся Фиалко, 02 октября 2013:

      Белгородка, детские программы веду не только в Органном, но и в Большом! Приходите! Всегда рады видеть знакомые лица (а мы Вас запоминаем визуально точно)

    • Олеся Фиалко, 30 сентября 2013:

      Анна, решено повторить! Следите за афишами, скорее всего это будет январь или февраль - мы будем рады если Вы к нам приедете! Тем более, что наш органист Тимур Халиуллин учился в СПб!

    • Белгородка, 02 октября 2013:

      Олеся,посчастливилось побывать пока только в Органном 27-го сентября.Спасибо за приглашение. Удачи и творческого вдохновения!

  7. anonim, 30 сентября 2013:


    ВОТ ТАК СТАТЬЯ!!! Особенно удивила точка золотого сечения... ;)

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору