27 сентября 2017 года в Белгородской государственной филармонии состоялся вечер органной музыки. Он прошел в рамках объявленного в России года 500-летия Реформации. Прелюдии и фуги, хоралы, кантаты Иоганна Себастьяна Баха звучали в исполнении творческой команды — почетного гостя из Санкт-Петербурга, заслуженного артиста РФ органиста Даниэля Зарецкого, солистов филармонии, лауреатов международных конкурсов Тимура Халиуллина (орган), Галины Зольниковой (сопрано), Оксаны Никитиной (меццо-сопрано), камерного оркестра Mezzo Music, художественный руководитель — Наталья Боровик.Кантата — один из самых глубоких и серьезных музыкальных жанров — нечастый гость на филармонических сценах. Слушая кантату, необходимо следить за движением музыкальной фразы не одного исполнителя, а нескольких. Тембровая палитра этого жанра весьма разнообразна, у слушателя появляется возможность прочувствовать богатые динамические оттенки.
За день до музыкального вечера Тимур Халиуллин поделился особенностями предстоящего концерта: «
Это будет монографический концерт. Будут звучать кантаты Баха. Эта музыка сложная для восприятия и редкая по исполнению, в меру разнообразная (будут исполнены также прелюдии и фуги). В последнее время в филармонии наблюдается тенденция к упрощению звучащего материала… Этот концерт — редкий островок настоящего академического искусства — особенно ощущается таковым после молодежного фестиваля „Этажи“, в котором сочетались самые разные направления, неакадемическая стилистика».
Вечер открыли два цикла прелюдий и фуг в исполнении ученика и учителя: Тимур Халиуллин исполнил на органе брызжущий контрастами до-минорный баховский цикл, а Даниэль Зарецкий — наполненный светом и тенью до-мажорный. Слушая Баха, вникая во многочисленные символы и коды его произведений, убеждаешься, что он был истинным протестантом и глубоко верующим человеком. Название программы — «Кантаты» — стало условным, в ее концепции улавливался момент духовной составляющей, присущей и другим сочинениям композитора.
«Аве Мария» Баха-Гуно поэтично и тонко прозвучала в исполнении Галины Зольниковой (сопрано) и Даниэля Зарецкого.
Затем последовала хоральная фантазия «Преобразись, о милая душа» — орган-соло Даниэля Зарецкого звучал, словно исповедь души, высказывание сугубо личностного характера.
Две духовные кантаты Баха № 146 и № 35 — стали центральным и одновременно мощнейшим завершающим аккордом вечера. Как справедливо заметила лектор-музыковед, заслуженный работник культуры Р Ф Наталья Гирявенко, «кантаты — главная работа Баха, как мрамор для Микеланджело… Без кантат нет Баха…»
Первая пятичастная кантата прозвучала в исполнении камерного оркестра Mezzo Music под управлением Натальи Боровик, Тимура Халиуллина (орган), Галины Зольниковой (сопрано) и Оксаны Никитиной (меццо-сопрано). Гармоничное движение «от тьмы к свету» ощущалось во всех частях цикла. Первые две части — музыка известного ре-минорного клавирного концерта самого автора, переложенная им для органа и камерного оркестра. Третья часть — ария альта, в которой голос меццо-сопрано звучал на фоне солирующей скрипки и органа, четвертая — ария сопрано в сопровождении виолончели и гобоев — и заключительный примиряющий хорал.
В двух симфониях из кантаты № 35 — «Душа и дух в смущении великом» — под аккомпанемент оркестра солировал Даниэль Зарецкий (облигатная партия органа). Заключительным номером концерта стала музыка ХХ века — «Аве Мария» Владимира Вавилова — Джулио Каччини в дружном исполнении всех участников программы.
Исполнение таких академических программ составляет стержень деятельности филармонии и поддерживается бурными аплодисментами слушателей.
Музыкальный обозреватель БГФ Марина АндрейкинаФото: Юлия Беккерwww.belgf.ru/
Комментарии
Тимур Халиуллин, 28 сентября 2017:
Огромное спасибо за статью!!!