Евгений Алешников в жюри II Всероссийского музыкального конкурса

Добавлено 28 сентября 2017 Marina Andreykina

Оркестр русских народных инструментов Белгородской филармонии, Белгородская филармония, Марина Андрейкина

— Евгений Алексеевич, с 18 по 22 сентября 2017 года Вы принимали участие в качестве члена жюри во Втором Всероссийском музыкальном конкурсе в Москве. На Ваш взгляд, в чём особенность этого конкурса?
— Это конкурс особенный в числе конкурсов, проходящих в России и за рубежом. Небезызвестно, что сейчас многие конкурсы перешли на коммерческую основу и чуть ли не все участники становятся лауреатами и дипломантами. Лауреатством в международном конкурсе сейчас никого не удивишь. Всероссийский музыкальный конкурс был создан решением Правительства Р Ф, курирует этот конкурс непосредственно Министерство культуры РФ, осуществляет все необходимые работы по организации солидная организация «Росконцерт». Конечно, уровень этого конкурса очень высок и профессиональные требования очень серьёзные. Конкурс трёхтурный, что достаточно редко встретишь. В течение 4-х лет проходят соревнования по разным номинациям: в конкурсе участвуют пианисты, вокалисты, струнники и духовики. Четвёртый год цикла — это музыканты-исполнители на народных инструментах, на классической гитаре и дирижёры оркестров русских народных инструментов. Я участвовал в работе жюри как раз в конкурсе дирижёров ОРНИ.
Необходимо отметить серьёзную организацию конкурса, хороший подбор репертуара для дирижёров, который был обязателен к подготовке. Конкурс проходил на базе академического оркестра национальных инструментов России имени Осипова. Это академический коллектив, очень серьёзный и высокопрофессиональный. Руководит им замечательный музыкант, дирижёр — народный артист Р Ф Владимир Павлович Андропов, который практически 40 лет является дирижёром Большого театра России. Это серьёзный дирижер, который блестяще руководит и симфоническим оркестром, и духовым, и оркестром русских народных инструментов. Конкурсные слушания проходили в Российской академии музыки имени Гнесиных. Все три тура были «под оркестр», что немаловажно, потому что некоторые конкурсы проходят под аккомпанемент концертмейстера, что не даёт дирижёру ни проявить себя, ни показать, как он умеет работать с оркестром. А здесь было всё очень наглядно. До первого тура было допущено 20 человек, все они работали по 20 минут — исполняли конкурсные произведения из списка, заявленного конкурсной комиссией. Во второй тур были допущены 10 человек, а в третий — только четыре человека. Первое место присуждено не было (не нашлось лидера, под руководством которого всё прозвучало идеально и впечатлило суровое жюри).

В составе жюри — народные артисты, заслуженные деятели искусств, мастера своего дела, которые не один десяток лет руководят коллективами. Леонид Шкарупа — заслуженный деятель искусств России — художественный руководитель и главный дирижёр Уральского государственного русского народного оркестра. Народный артист России Владимир Гусев 42 года руководит Новосибирским оркестром. В составе были и такие крупные личности как Анатолий Антонов, Анатолий Винокур, Анатолий Шутиков… Я был одним из самых молодых членов жюри вместе с заслуженной артисткой России Галиной Иванковой. (Мы с ней вместе учились в аспирантуре в Воронежской академии искусств, вместе поступали, были конкурентами, в процессе поступления было принято решение принять двоих в аспирантуру вместо одного, и мы стали не конкурентами, а коллегами. Она ещё тогда руководила оркестром в городе Волжском). Заслуженный деятель искусств России Владимир Попов руководил в своё время Андреевским оркестром, с его деятельностью связан расцвет этого коллектива.
— Какие обстоятельства способствовали Вашему участию в качестве члена жюри в столь почётном конкурсе?
— Жюри формируется не просто по таким показателям как заслуженный деятель или народный артист, в жюри данного конкурса приглашают дирижёров, которые руководят лучшими оркестрами русских народных инструментов страны. В число этих оркестров попал и наш белгородский оркестр. Все дирижёры, которые были на конкурсе, прекрасно знают наш коллектив. Кто-то успел побывать на «Параде дирижёров», а кто-то следит за нами по тем записям, которые выкладываются в YouTube.
Кроме того, на мой взгляд, тут большую роль сыграло то, что председатель жюри В. П. Андропов был у нас на «Параде дирижёров», видел наш оркестр и мою работу с ним. Для меня очень приятно, что меня пригласили. Белгородец, по-моему, впервые находился в жюри этого конкурса. Мне вдвойне приятно и потому, что 4 года назад мой сын стал первым белгородцем-лауреатом этого конкурса в номинации классическая гитара.

— Белгородскую и ростовскую школы дирижирования, насколько нам известно, представлял молодой и перспективный музыкант Василий Моисеенко. Как Вы оцениваете общий уровень конкурсантов?
— Василий Моисеенко учился у меня по классу гитары и по классу оркестрового дирижирования. Он хорошо проявил себя в процессе обучения в бакалавриате БГИИК. К сожалению, в Белгороде на кафедре народных инструментов есть только бакалавриат. Поэтому дальше он поступил как дирижер в магистратуру Ростовской консерватории. Сейчас он на выпускном курсе магистратуры. Василий прошёл во второй тур и вошёл в 10-ку лучших на этом конкурсе. К сожалению, на третий тур не прошёл. Так бывает. Как член жюри, могу отметить, что он выглядел достаточно ярко и убедительно, что помогло ему пройти во второй тур. Во втором туре, может быть, произведение не совсем соответствовало его характеру как дирижёра.
Я считаю, что для Василия, который является студентов магистратуры, — это большой успех, потому что музыканты, которые стали лауреатами — далеко не студенты. Данил Стаднюк (вторая премия) работает в оркестре имени Осипова не только как оркестровый музыкант, но и выступает периодически в качестве дирижёра. Анатолий Семёнов из Санкт Петербурга, разделивший с ним вторую премию, — действующий дирижёр. Третье место получил Иван Виноградов (Москва), это не только оркестровый дирижёр, но и дирижёр симфонический — закончил Московскую консерваторию у Геннадия Рождественского. Дипломантом конкурса стал дирижёр из Екатеринбурга Павел Васильев. Среди участников были и действующие главные дирижёры профессиональных оркестров — Андрей Степаненко, Артём Белов, Валентин Лобанов. (Двое из них не прошли даже во второй тур. Василий прошёл. Это уже достойный результат.)
Общий уровень участников конкурса довольно крепкий, никто не «развалил» оркестр, все справились с управляющей функцией, все техничные, грамотные. Для дирижёра важно не только владеть дирижёрской технологией, но и обладать определённой харизмой. Одно и то же произведение в 3-м туре — 1-я и 2-я часть симфонии Цыганкова — у всех четверых дирижёров звучало по-разному.
Для меня это очень интересный опыт. Я работал во многих жюри, в том числе в конкурсах дирижёров. На базе Липецкого государственного оркестра народных инструментов несколько лет назад проходил областной конкурс дирижёров народных оркестров, в котором я был в составе жюри. Также меня приглашали на конкурсы инструменталистов, гитаристов, ансамблей и оркестров народных инструментов. Новый опыт работы, который я приобрел, несколько другой, и для меня как для профессионала это очень значимо и интересно.
Беседовала музыкальный обозреватель БГФ
Марина Андрейкина
Фото из личного архива Евгения Алешникова

belgf.ru/;

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору