Когда музыка объединяется с живописью

Добавлено 04 декабря 2017 Marina Andreykina

Белгородская филармония, Органный зал Белгородской филармонии, Марина Андрейкина

1 декабря в последний день VI фестиваля «Шереметевские музыкальные ассамблеи» в Органном зале Белгородской государственной филармонии выступил Государственный струнный квартет имени М. И. Глинки.

Первый день зимы совпал с завершением в Белгороде VI фестиваля «Шереметевские музыкальные ассамблеи», проходящего при поддержке Министерства культуры РФ и Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области. И хотя погода за окном дождливая и вовсе не зимняя, праздник, несомненно, останется в сердцах слушателей еще надолго. Праздник, рожденный музыкой.

Слушатели фестиваля в дни ассамблей успели прикоснуться к разным сторонам музыкального искусства — симфоническая и фортепианная музыка, хоровое пение, искусство оперы, а напоследок и камерная музыка в сочетании с живописью.

Государственный струнный квартет имени М. И. Глинки под руководством заслуженного артиста Р Ф Олега Смирнова выступил в Белгородской филармонии впервые, однако меломанам Белгорода могло показаться, что они знакомы с ним вечность и готовы слушать его снова и снова. Таким притягательным было выступление квартета.

За несколько часов до концерта столичные музыканты провели творческую встречу со студентами Белгородского государственного института искусств и культуры, обучающимися искусству игры на струнных инструментах, а также позволили им присутствовать на репетиции квартета.

Секреты и тонкости исполнительского мастерства — то ценное, с чем с готовностью делятся почетные гости фестиваля «Шереметевские музыкальные ассамблеи». Такие неформальные встречи-уроки, когда начинающие музыканты региона имеют возможность вплотную общаться с маститыми исполнителями современности и приобретать ценные для них знания, — одно из приоритетных направлений ассамблей.

В завершающий фестиваль вечер квартет имени Глинки вышел на сцену в своем традиционном составе: заслуженный артист Р Ф Степан Якович (скрипка), Владислав Безруков (скрипка), Лев Серов (альт), заслуженный артист Р Ф Олег Смирнов (виолончель). В таком творческом ансамбле в первом отделении вечера под звуки «Лунного света» Клода Дебюсси и Струнного квартета фа мажор Мориса Равеля рождались живые картины молодого талантливого художника Елизаветы Чесноковой.

«Камерный состав, но масштабная музыка» — эти слова лектора-музыковеда, заслуженного работника культуры Р Ф Натальи Гирявенко будто стали девизом, определившим музыкальное содержание программы.

Действительно, звучавшая музыка изумляла своей глубиной и обилием красок. Её исполнение было тонким и продуманным. Кроме того, важную роль имело визуальное сопровождение. «Лунный свет» Дебюсси и фа-мажорный квартет Равеля звучали на фоне живописных иллюстраций, возникавших прямо на глазах зрителей. Удивительно точно музыка обретала мгновенное выражение в красках!

Создание карандашного рисунка в приглушенных тонах, изображающего одинокую лодку на фоне мерцавшего лунного света и кустарников, завершилось точно с окончанием звучания музыки. Секунда в секунду! Математическая точность оказалась присуща не только метру и ритму в музыке, но и изобразительному искусству.

Живое рождение полотен продолжалось под звуки четырех частей квартета Равеля. Каждая часть — отдельная иллюстрация! На фоне пассажей струнных и благозвучных переливов первой части сочинения, сонатного allegro, оживало море с бушующими волнами, девушка, чайки. В скерцо, второй части сочинения, музыкальная полиритмия словно переросла в живописную: художник создавала абстракцию, понятную в полной мере лишь самому автору.

Музыкальное размышление третьей части вылилось в изображение бликов луны, в котором можно было заметить сходство с рисунком, рожденным во время звучания первой части произведения. Однако здесь присутствовала более детальная прорисовка растительности — разреженных елей.

Четвертая часть — стремительный финал — держала в напряжении и пронеслась на одном дыхании. Фрагментарность средств выразительности была отражена и в музыке, и в живописном полотне. В конце, однако, возникло ощущение законченности и, вновь, математической продуманности визуального сопровождения.

Во втором отделении концертной программы живопись уступила место музыке: секстетом музыкантов был исполнен четырехчастный Концерт для фортепиано, скрипки и струнного квартета ре мажор соч. 21 Эрнеста Шоссона. К ансамблю присоединились Дмитрий Косолапов (скрипка) и лауреат международного конкурса Ирина Авралёва (фортепиано).

Исполнениями этого сочинения Шоссона, посвященного бельгийскому скрипачу, композитору и дирижеру Эжену Изаи, нечасто искушают публику. Как и в целом музыкой этого французского композитора (по сравнению с часто исполняемыми Дебюсси и Равелем). Поэтому такой репертуарный сюрприз программы можно было считать подарком организаторов фестиваля чуткой публике ассамблей.

Основное внимание слушателей во время звучания концерта Шоссона было отдано солисту-скрипачу (Степан Якович) и пианисту (Ирина Авралёва), эффектно и выразительно исполнившими свои партии. Особые краски в начале третьей части — так называемое интимное высказывание скрипки на фоне фортепиано — стало одним из самых запоминающихся моментов концертной программы.

VI Фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи» завершен! До встречи в следующем концертном сезоне!

Афиша и новости культурного Белгорода

Музыкальный обозреватель БГФ

Марина Андрейкина

Фото Антона Черева

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору